search
main
0

За воротами сказочного мира. Не только научить важно – важнее воспитать

Трудно переоценить роль дополнительного образования детей в творческом развитии, профессиональном становлении, формировании общей культуры подрастающего поколения. Конкурс «Сердце отдаю детям» не только активно поддерживает талантливых педагогов дополнительного образования и повышает их профессиональное мастерство и престиж труда, но и способствует обновлению практического содержания вопросов воспитания. В конкурсе принимают участие люди яркие, активные, с неожиданными ответами на те или иные вопросы образования. Те, на кого хочется походить, у кого хочется учиться. В Реутове состоялся финал областного этапа. Как отметила министр образования правительства Московской области Лидия АНТОНОВА: «Состоялся настоящий праздник!»

– Лидия Николаевна, как вы оцениваете роль этого конкурса в развитии системы дополнительного образования Подмосковья?- Не случайно конкурс назван в честь книги выдающегося русского педагога Василия Александровича Сухомлинского. В предисловии к главной книге своей жизни Василий Александрович писал: «Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира».Вот мы и подводим итоги конкурса педагогов, которые являются своими в этом сказочном мире, более того, они и создают эту сказку для своих воспитанников.Интересное совпадение, финал областного этапа конкурса состоялся 14 декабря, когда наши предки отмечали Наумов день. Этот день называли мудрым и молились святому Науму, прося «навести на ум» – надоумить, научить. Именно в этот день приводили детей к учителю. По обычаю мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. И потому ребенок, идя на встречу с учителем, повторял молитву: «Как светло воскресенье, так и голова моя светла. Как любит меня матушка, как любит меня батюшка, дедушка и бабушка. Как они меня всегда лелеяли и жалели, так бы и вы меня, мои учителя, пожалели. Аминь».На конкурсе мы чествуем педагогов, которые никогда не обижают своих воспитанников, а помогают развить их физические, эстетические, художественные, творческие способности. Василий Александрович писал: «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее».- Как выстроена система дополнительного образования области?- Это сеть, в которой все учреждения работают слаженно. Постоянно появляются новые центры творческого развития ребят. Так, 30 ноября 2011 года в Дмитровском районе открыт новый Дом детского творчества «Радуга». Его строительство осуществлялось при максимальной поддержке областного правительства. Губернатор Борис Всеволодович Громов уделяет самое пристальное внимание развитию дополнительного образования, вовлечению детей в занятия спортом, искусствами, система допобразования развивается при его всемерной поддержке.В рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», посвященного 70-летию битвы под Москвой и 50-летию полета в космос Юрия Гагарина, среди учащихся образовательных учреждений в Подмосковье прошло 43 конкурса, в которых приняли участие 27763 ребенка, в областных (заключительных) этапах участвовали 7190 человек.Празднование 70-летия начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой ознаменовалось тем, что мы провели областной конкурс исследовательских проектов «История одного музейного экспоната», конкурс «Мой музей», конкурс среди учреждений дополнительного образования детей на лучшую постановку (организацию) патриотического воспитания.- А сколько школьных музеев родилось в Подмосковье?- Сейчас создано на базе образовательных учреждений 710 музеев. Из них 130 краеведческих, 121 исторический, 252 военно-исторических, 177 историко-краеведческих музеев.Министерством образования Московской области проведена работа по подготовке материалов к изданию сборника «Дорогой памяти», отражающего деятельность музеев образовательных учреждений Московской области. Организовано получение сборников муниципальными органами управления образованием Московской области.В ноябре 2011 года проведена научно-практическая конференция «Патриотизм народов России: традиции и современность», в которой приняли участие заместители директоров по воспитательной работе государственных образовательных учреждений профессионального образования Московской области, члены студенческих активов, руководители музеев, поисковых объединений. Бураненко Ирина Викторовна, учитель начальных классов, классный руководитель домодедовской школы №4 с углубленным изучением отдельных предметов, стала дипломантом Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека». По результатам областного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям-2010» в финале IX Всероссийского конкурса Захарова Татьяна Юрьевна, педагог детского оздоровительно-образовательного центра «Дельфин» в Видном, заняла 3-е место в физкультурно-спортивной номинации, Курилкина Татьяна Борисовна, педагог Дома детского творчества Высоковска, дипломант номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество», также получила диплом за возрождение и сохранение традиций народной культуры.- Чем вы руководствуетесь, выстраивая траекторию воспитания?- Стратегическим приоритетом политики в сфере детства для нас служит максимальный охват детей и подростков всеми видами дополнительного образования, формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.Из общего числа муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей ведомства образования (из 308 учреждений) – 120 муниципальных образовательных учреждений спортивной направленности (39 процентов).Всего в учреждениях спортивной направленности ведомства образования заняты 94986 детей, число систематически занимающихся физической культурой и спортом школьников составляет 191413, или 31,7 процента от общего числа обучающихся в 1 – 11-х классах. В системе образования области функционируют 2420 спортивных сооружений, в том числе 1460 спортивных залов, 915 пришкольных стадионов и 45 бассейнов. Оснащенность спортивных залов спортивными снарядами и спортивным инвентарем в среднем составляет 79 процентов. Прошла комплексная спартакиада среди школьных команд образовательных учреждений. Спартакиада проводилась по 11 видам спорта (баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, шахматы, гандбол, флорбол, туризм, спортивное ориентирование, шашки), в ней приняли участие 5589 школьников.В период с февраля по май 2011 года в Московской области проведены областные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».Всего в областном этапе президентских состязаний приняли участие 338381 школьник, в областном этапе президентских спортивных игр – 340916.Во всероссийском этапе президентских состязаний, которые проходили в Анапе, класс-команда новохаритоновской школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов вошла в число победителей всероссийского этапа соревнований.Кроме того, с целью активизации физического воспитания обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в Московской области совместно с Московским областным региональным отделением общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России» проводятся спартакиада для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (358 участников), и спартакиада обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (3425 участников).Министерством образования Московской области в 2011 году организована комплексная работа по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, суицидов, экстремистских проявлений в подростковой и молодежной среде, других асоциальных явлений среди несовершеннолетних Московской области, по формированию у них ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.Профилактическая работа осуществлялась в рамках действующего законодательства и на основе Плана совместных мероприятий Управления ФСКН России по Московской области, ГУВД по Московской области, Министерства образования Московской области и Министерства здравоохранения Московской области по формированию зон безопасности образовательных учреждений всех типов и видов.- Это действительно приносит ощутимые результаты?- В результате проведенной работы Министерством образования Московской области, муниципальными органами управления образованием, государственными образовательными учреждениями Московской области совместно с другими субъектами по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в 2011 году достигнуты следующие показатели.1. В 2011 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, снизилось на 8,6 процента (1779 несовершеннолетних – в 2010 году, 1626 несовершеннолетних – в 2011 году). Удельный вес подростковой преступности составил 2,8 процента, в прошлом году – 3.2. В результате ежегодного добровольного тестирования обучающихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Московской области с целью выявления потребителей наркотических средств наметилась устойчивая тенденция снижения числа потребителей наркотических средств среди данной категории обучающихся.За период с 2009 по 2011 год выявлено 1797 обучающихся ГОУ НПО, потребляющих наркотические вещества:- в 2009-м – 3 процента (828 обучающихся);- в 2010-м – 2,1 процента (603 обучающихся);- в 2011-м – 2,3 процента (366 обучающихся).3. В 2010-2011 учебном году увеличилось число муниципальных образований, в которых организованы подготовка и проведение добровольного диагностического тестирования среди старшеклассников общеобразовательных учреждений по выявлению потребителей наркотических средств.4. Увеличилось количество отрядов правоохранительной направленности, действующих на базе образовательных учреждений Московской области. В настоящее время создано более 600 отрядов правоохранительной направленности «Юный друг милиции» с общим охватом более пяти тысяч несовершеннолетних.В 10 территориальных образованиях Московской области отряды ЮДМ созданы в каждом образовательном учреждении.- Каковы планы на этот год?- Мы будем проводить работу и дальше по интеграции основного образования и образования дополнительного в системе школьного и дополнительного образования в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; по сохранению и развитию сети образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности; по увеличению доли учащихся, систематически занимающихся физкультурой и спортом; по реализации комплекса мер по пропаганде массовой физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни (проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий); по увеличению количества отрядов правоохранительной направленности и отрядов ЮИД в каждом общеобразовательном учреждении Московской области в соответствии с решением коллегии Министерства образования Московской области от 21 апреля 2010 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте