Дискуссия между министром просвещения РФ Ольгой Васильевой и участниками форума молодых учителей “Педагог: профессия, призвание, искусство”, который недавно прошел в Выборге, не могла не свернуть на тему зарплаты.
В ходе импровизированного опроса о том, почему выпускники педвузов не идут в школу, практически половина зала подняла руки, когда глава ведомства предложила в качестве варианта ответа именно материальную составляющую… В общем, что бы там ни говорили, оплата труда – фактор основополагающий. И пока он вызывает столько беспокойства, мы будем ежедневно наблюдать цепочку других проблем, которые нельзя решить, пока не решена первая. Впрочем, нельзя сказать, что пресловутый «зарплатный вопрос» – проблема сугубо отечественная. В этом вы убедитесь, прочитав очередной выпуск «Зарплаты учителя».
Слово коллегам-соотечественникам
– Конечно, нам бы хотелось, чтобы в идеале в нашем регионе у воспитателя детского сада средняя заработная плата была 40 тысяч рублей, но в реальности она достигает 24-27 тысяч рублей. Если, допустим, у воспитателя есть большой стаж работы, высшая квалификационная категория, подработка, то тогда он может получать около 39 тысяч рублей. Зарплата старшего воспитателя может дотягивать до 42 тысяч рублей. Молодой специалист, конечно, уязвимее всех, потому что его зарплата составляет 19 тысяч рублей. Что касается обслуживающего персонала, а это помощники воспитателя, повара, дворники и т.д., то здесь ситуация самая тяжелая. У них зарплата порядка 11 тысяч рублей. Сейчас у нас нет такого понятия, как надтарифный фонд, поэтому поощрять работников каждый месяц материально мы не можем. В то же время стимулирующие выплаты делать можем один раз в полгода. У некоторых педагогов сумма доплат может достигать 20 тысяч рублей. Так оценивается профессиональная и творческая активность человека.
– У нас нет вакансий для молодых учителей. Каждую неделю просматриваю сайты школ города, но молодых специалистов никто не ждет, да и вообще педагогом трудно устроиться работать. Всё занято. Хотя при этом зарплаты у нас небольшие. Подавляющее большинство учителей из-за маленькой зарплаты вынуждены вести более 30 часов в неделю. Причем, многие еще занимаются репетиторством. Особенно в выгодном положении учителя английского языка: их услуги востребованы. Например, я, ведя занятия по скайпу, получаю половину своей зарплаты в школе.
– За учителей держатся. Каждый муниципалитет старается поддерживать педагогов. Например, если учитель работает в сельской школе, то от муниципалитета он получает надбавку до 50% от оклада. Также дети учителей относятся к льготной категории и ходят в детский сад бесплатно. Выделяется бесплатно участок земли, компенсируется оплата услуг ЖКХ. Есть возможность взять ипотеку под маленький процент и т.д. В среднем молодой учитель зарабатывает от 20 до 30 тысяч рублей в месяц. Вся эта система поддержки преследует цель удержать молодежь в регионе. К сожалению, пока выпускники вузов, да и просто молодые специалисты уезжают, к примеру, на Сахалин. Если сравнивать зарплату учителя в Республике Алтай и на Сахалине, то она отличается в разы. На острове педагог может получать до 60 тысяч рублей в месяц. Тот, кто хорошо устроился, переманивает туда коллег и друзей.
– Зарплату учителя в регионе можно считать вполне приемлемой. Так, молодой специалист получает от 30 тысяч рублей «чистыми» при нагрузке от 25 до 28 часов. При этом можно вести 1 час в неделю кружок и брать классное руководство. Эти зарплатные цифры для Калининградской области вполне неплохие. Даже в сельской местности молодые учителя при той же учебной нагрузке получают 28 тысяч рублей «чистыми». Если бы у них было другое количество детей в классах, то и зарплата также немного бы подросла. Те, кому этих денег мало, могут участвовать в системе грантов, выигрывать их, и, соответственно, получать надбавку к зарплате. Никто не мешает готовить детей к олимпиадам, конкурсам. Если есть ребята-победители и призеры, это тоже повышает зарплату педагога.
Тем временем за границей
Комментарии