Идея конкурса “Театральный фургон” фестиваля детских театров “Импровизация” вынашивалась давно. Многие специалисты и детские театральные педагоги ощущали, что конкурс спектаклей не позволяет по-настоящему показать уровень достижений детского театрального движения, выявить проблемы, дать возможность творчески проявиться взрослым и детям.
Безусловно, в законченной театральной работе, в спектакле, виден уровень общей культуры коллектива. Но это такая трудноуловимая величина, что выработать адекватные критерии для ее оценки почти невозможно. Когда подобные вещи оцениваются в профессиональных театральных конкурсах, страсти кипят, общий язык ищется мучительно. Но там, у профессионалов, известны хотя бы общепринятые основы художественного языка и есть безусловное уважение к профессионализму жюри. На детском театральном фестивале все иначе. Вопрос об авторитетности жюри на детских театральных фестивалях – из самых больных.
“Мы так часто видим полную бессмысленность на детских фестивалях, – говорил один профессиональный педагог по сценической речи и актерскому мастерству. – На сцену выносятся такая ложь, такая беспомощность. И все эту псевдотеатральность хвалят. Недавно пришлось быть на окружном фестивале, где дети играли несусветную пошлость, якобы сценки из школьной жизни. Это было насквозь фальшиво и даже совершенно не смешно. Но потом вышла организатор и сказала: “Вот как мы выросли за этот год”. И никто даже не пытается профессионально разбирать увиденное и объяснять взрослым и детям, что же они на самом деле творят”.
К сожалению, это не редкая и не удивительная картина. Ведь жюри на рядовых детских театральных фестивалях – заведомо непрофессиональное. Это чаще всего те, кто никогда не работал с детьми. Члены жюри бывают склонны умиляться детскими личиками как таковыми. Их радует уже то, что “детки” пытаются “что-то изображать”. И мало кто задумывается о том, что педагогический и эстетический итог таких упражнений часто бывает весьма плачевен. Еще в конце XIX века знаменитый педагог Пирогов выступал против подобных форм детской театральной самодеятельности как против “школы лжи”.
После грозной статьи Пирогова “Быть или казаться” приблизительно до 1926 года к детскому спектаклю относились очень строго и принципиально, оценивая его по жестким меркам эстетического явления. Но вместе с тем педагоги начала века активно развивали в школе методы театральной педагогики, которые позволяли детям играть, импровизировать, развивать образное мышление. Затем эти начинания были смяты. И до сих пор детской театральной импровизации не возвращены ее законные права.
Спору нет. Фестивали спектаклей нужны, потому что вне спектакля нет театра. Но если уж мы замахиваемся на создание спектакля с детьми, то должны быть готовы к тому, что скидки на “детишек” и “бедность” не будет. Если педагог берется за создание спектакля, то обязан подумать, как он эстетически оправдает возраст актеров и скромные постановочные средства. Иначе он неминуемо вовлечет детей в круг художественной “приблизительности”, которую Станиславский немилосердно называл ЛОЖЬЮ.
Но спектакль, как бы он ни был принципиален для нашего вида искусства, не рассказывает о театре всего. Не случайно у испанских средневековых актеров, которые как раз путешествовали по европейским дорогам в своих фургонах, было принято перед представлением играть Лоа. Это что-то вроде творческого вечера лучшего актера, во время которого он рассказывает о профессии и показывает все, на что способен. Он импровизирует, обыгрывая разные предметы, перевоплощается из одного образа в другой, откликается на темы, подброшенные из зрительного зала. Лоа – это способ установить контакт со зрителем, это театральный ликбез – рассказ о специфике художественного языка, но еще это тренировка профессионального мастерства, которая осуществляется в игровой форме – на публике.
А бродячие актеры средневековой Италии? Они играли комедию масок, комедию дель Арте, где все, кроме основного сюжетного каркаса, было импровизацией, живой сиюминутной игрой. Уроки импровизации высоко ценили Мейерхольд и Вахтангов.
И вот в самом начале нового века в дорогу отправился новый “Театральный фургон”. Десять команд-участниц – это добровольцы, которые оказались готовы к смелому эксперименту. На конкурсах, проходивших в Центре творчества “На Вадковском”, не рассматривались готовые спектакли. Ребята из разных московских театральных коллективов получали задания, которые нужно было подготовить “здесь и сейчас”, в порядке импровизации. В конкурсе было четыре основных тура: “Визуальное и звуковое оформление спектакля”, “Драматургия”, “Пластическая импровизация”, “Актерское мастерство и режиссура”.
Что же происходило на конкурсах? Об этом рассказывает ученица московской школы N 123 Лаура Коробкова, принимавшая участие в “Театральном фургоне” в качестве журналистки детской прессы. Каждая из команд взяла с собой большой чемодан. Из содержимого этого чемодана в течение тридцати минут каждая театральная группа должна была сделать макет спектакля на тему “Жизнь есть сон”. Также из всевозможных звучащих предметов, которые тоже лежали в чемодане, нужно было придумать музыкальный ряд к этому спектаклю. По условию конкурса дети могли и не знать содержания одноименной пьесы испанского драматурга Кальдерона, а должны были отталкиваться в своих фантазиях только от названия.
К сожалению, многие работы были очень похожи друг на друга. Свободы и изобретательности неопытным импровизаторам не хватило. Но от тура к туру ребята росли на глазах. Качественный прорыв произошел на третьей игре, посвященной пластической импровизации. Пластические этюды на тему, позаимствованную у Шекспира, были изысканно оформлены. “Зимнюю сказку” многие коллективы трактовали как “оттаивание”, “пробуждение”. Но как разнообразно эта тема решалась внешне! А уроки “драматургического” тура, где от детей требовалось сочинить коротенькие пьесы, сказались в том, что все протанцованные или воплощенные в пантомиме истории были ясны, интересны, имели яркое драматургическое развитие.
На этом туре заметно выдвинулась на лидирующие позиции команда театра “Эльдорадо” 123-й школы.Они сплотились в замечательный ансамбль, чутко и выразительно реагирующий на работу каждого из партнеров. Ребята из 123-й школы заняли в конкурсе второе место.
Сплочение коллективов, навык выстраивания диалога – это немаловажные задачи фестиваля “Импровизация”. Ведь дети работают одни, без руководителей. И чтобы добиться творческого результата, им необходимо научиться мыслить самостоятельно и одновременно слышать друг друга.
Стремительный качественный рост большинства коллективов сделал очень увлекательной и напряженной интригу игры. За каждый тур жюри выставляло командам определенное количество баллов по заранее оговоренной системе. И вот после четвертого конкурса судьи поняли, что без подсчета десятых долей не определят, кто же занял третье место. “Коломбина” Центра творчества “Жулебино”, “Дом у моста” школы N 40 и “Соффит” ЦДЮТ “Пресня” имели почти равные шансы.
И все-таки победителем в этом состязании и обладателем третьего места стал театр “Коломбина”. Эта команда двигалась ровнее других. Она ни разу не получила низких баллов. А на третьем и четвертом турах показала особенно интересные работы. Тему “Подмененных” эта команда решила через оживление вещей. Маскарадные костюмы решили, что это им кланялись, уступая дорогу, шептали комплименты на балу. Повод к такому выводу дали вещам, разумеется, сами люди. И только старые панталоны догадывались, что все не так просто. И даже если люди слишком много внимания уделяют тряпкам, главное в них – глубоко спрятанная душа.
“Театральный фургон” прошел первые шаги своего непростого пути. Может быть, в скором времени он продолжит свое путешествие не только по Москве, но и по всей России. И есть люди, которых стоит за это поблагодарить. Это директор Центра творчества “На Вадковском” Ольга Сумбатова, которая приняла у себя “странствующих актеров”. Это благотворительные фонды “Тихона Хренникова” и “Поддержки российских музыкальных и театральных искусств”, которые подарили множество наград победителям конкурсов. Это некоммерческая организация “Пролог”, Всероссийский центр художественного творчества и Московский институт открытого образования, помогавшие в методическом оснащении конкурса. У организаторов фестиваля нет иллюзий. Путешествие “Театрального фургона” по российским дорогам не будет легким. Импровизация и живая театральная игра нескоро займут свое достойное место в педагогическом процессе. Но движение – это жизнь и надежда.
Александра НИКИТИНА
Комментарии