Как все мы помним со школы, «свобода слова – право человека свободно выражать свои мысли как в письменной, так и устной форме». Многие раскрепощенные Интернетом граждане делают из этого вывод: говорить и писать можно абсолютно все что угодно! Тем более в Сети, где крайне редко приходится отвечать за сказанное. Но когда все-таки приходится, возникает искреннее непонимание – как же так, это до чего же мы докатились, нас теперь за слова могут под статью подвести?! А как же свобода?
История эта началась еще в начале марта, когда учитель немецкого языка из поселка Кромы Орловской области Александр Бывшев опубликовал в своем интернет-блоге стихотворение под названием «Украинским патриотам» (на украинском же языке). Стоит отметить, что Александр Михайлович – поэт со стажем, автор трех сборников стихов, член Союза писателей ХХI века. Во многих из своих произведений он и раньше довольно резко и справедливо критиковал происходящее в нашей стране и обществе. Однако на этот раз педагог явно разошелся не на шутку.Невідомий спецназ виник якийсь там.(Кремль ни гу-гу о «тайных пришлецах».)«Ні п’яді Криму путінським чекістам!» -Відлунює у зранених серцях.На підступи усі москальської бандиОтветьте по-бандеровски, друзья:«Хай захлинуться кров’ю окупанти!» -Иначе «з тими гадами» нельзя.Зустріньте ворогів, як предки ваші,Чтоб не топтался здесь чужой сапог.Для них свинцевої приготуйте каші.В нещадній битві бережи вас Бог!Ховати вам патрони iще рано. -Росія погрожує марш-кидком.Хай дух живе Шухевича Романа!Хай стане вам Господь провiдником!Интересно то, что сам учитель до сих пор рассматривает подобные речи как благородное выступление в поддержку территориальной целостности Украины, осуждение захватнической политики современной России, отстаивание либеральных взглядов и свобод. Оттого он был так обескуражен, когда на него обрушился вал возмущенных комментариев от блогеров, прочитавших это стихотворение и усмотревших в нем явное предательство интересов собственной страны.Дальше – больше. Районная газета «Заря» опубликовала заметку под заголовком «Таким патриотам в России места нет!». В поселке был отменен вечер творчества поэта. Односельчане перестали с ним здороваться. Люди из «органов» провели обыск в кабинете и квартире педагога. А районный суд возбудил уголовное дело по статье 282 «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», согласно которой публикацию стихотворения можно считать «действием, направленным на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации». То есть за интернет-пост учителю грозит до двух лет лишения свободы.«Я до сих пор не верю в то, что в ХХI веке в цивилизованной стране такое возможно!» – сокрушается Бывшев. Его, как человека, не привыкшего врать, поражает столь чудовищная реакция зазомбированной общественности, которая в упор не видит, что Россия вероломно «отжала» Крым у Украины, зато готова растоптать любого за выражение своих мыслей и чувств в виде рифмованных строф. Ведь говорил же Президент РФ Владимир Путин 21 ноября 2013 года на встрече с писателями в ходе Российского литературного собрания: «У нас никто не хватает и не сажает за мысли, за позицию, за политические взгляды. И этого мы никогда не допустим». А тут что мы видим? 37-й год, стукачество, гонения и репрессии!В поддержку Александра Бывшева моментально выступила прогрессивная общественность, тусующаяся в блогах продвинутых пользователей и оппозиционных интернет-изданиях. «Как хорошо, что в Рашке все еще остались честные люди, не подверженные воздействую кремлевской пропаганды!» – восторгаются они, проклиная страну, в которой сажают «ни за что».Ни за что.Так ли это? Действительно ли опубликованное в Сети учителем-поэтом стихотворение попадает под статью Уголовного кодекса РФ? Или это не более чем литературный изыск, всего лишь эмоции представителя творческой профессии?Чтобы выяснить это, сотрудники полиции отправили текст на лингвистическую экспертизу, которую провела преподаватель Орловского госуниверситета доцент кафедры русского языка Людмила Власова. Специалист вынесла заключение: «Враждебный характер высказываний по отношению к россиянам в стихотворении проявляется в высказываниях относительно государственных органов России и президента Путина («Ни пяди Крыма путинским чекистам»)… Данные высказывания содержат прямые и косвенные призывы к украинским патриотам совершать следующие физические и иные действия по отношению к врагу – россиянам: встретить врагов так, как это делали их предки («Встретьте врагов, как деды ваши»); приготовить и держать в готовности оружие («Патроны прятать нам еще рано»); верить, что их (украинцев) дело является священным («Пусть станет вам Господь проводником»)». Все эти высказывания Власова сочла уничижительными в отношении россиян.В результате Кромский районный суд признал стихотворение Бывшева экстремистским, хотя и отклонил ходатайство следователя об отстранении педагога от работы в школе. Сам педагог с этим, разумеется, не согласен, равно как и те, кто его поддерживает. К числу последних присоединились и украинские СМИ, которые не упустили случая заявить о злостных нарушениях свободы слова в России, о заказанных экспертизах, о купленном правосудии, а также о том, что и среди россиян еще иногда встречаются нормальные граждане в лице многострадального поэта.А теперь давайте подумаем вот над чем.В чем выражается протест Александра Бывшева против действий «путинских чекистов» на Украине? В том, что он открыто призывает уничтожать «оккупантов», утопить их в крови. Именно за эти слова его и преследуют, причем, заметьте, по закону. И пытаться сделать невинное лицо, непонимающе пожимая плечами, мол, а меня-то за что, значит, чего-то очень сильно не понимать или упорно не хотеть понять.В 1968 году советские войска вошли на территорию Чехословакии, чтобы установить там порядок и не дать прозападно настроенным либералам взять верх. В СССР этот шаг был также оценен весьма неоднозначно, особенно в среде интеллигенции. Нашлись даже те, кто не побоялся выйти на Красную площадь с лозунгами «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!» и т. д. Все они впоследствии были либо признаны невменяемыми, либо осуждены. Этот факт никоим образом не красит наше руководство, ибо люди всего лишь выражали протест. Но ни они, ни те, кто их поддерживал, никогда не высказывали ничего, что было бы похоже на призывы к братьям-чехословакам «уничтожить этих гадов-гэбэшников» или «очистить свою страну от московских бандитов».В 1979 году наши войска вошли в Афганистан. К этому событию люди также относились далеко не так единодушно, ибо понимали, к чему оно может привести. Но ни тогда, ни потом, спустя годы, в стране не нашлось никого, кто во всеуслышание заявил: «Братья-мусульмане, обагрите коммунистической кровью свои мечи!» или «Стреляйте их, режьте, чтобы поскорее убрались с чужой земли!» Потому что это уже не просто перебор, а нечто иное. Представить все как банальное проявлении свободы слова – это значит уподобиться персонажу одного анекдота, который возмущался: «Что за народ пошел! В лицо плюнешь – драться лезут!»И если уж нам все время приводят в пример США, где со свободой слова дела обстоят якобы куда лучше, чем у нас, и где демонстрации с требованием вывести войска, например, из Ирака – дело обычное, просто вообразите, что какой-либо местный поэт в каком-нибудь Канзасе или Нью-Гемпшире открыто призывал бы иракских друзей убивать, убивать и убивать проклятых янки во славу Аллаха и Бен-Ладена.Но у Бывшева на все это несколько иные взгляды. Оттого он с нескрываемым уважением посвящает украинским братьям новые и новые строки, в которых выражено то, чего ему, очевидно, так не хватает у себя на родине:Мы – солдаты Степана Бандеры.Что фашисты нам, что москали.Ничего нет сильней нашей верыИ любимей родимой земли.Похоже, Александр Михайлович до сих пор убежден, что свобода слова – это прежде всего свобода называть кого угодно кем и чем угодно. Ну просто потому, что «не могу иначе!».Но ведь за каждое свое слово нужно быть готовым держать ответ. Ибо ограничения на свободу слова, если уж рассматривать ее с позиции международного права, обязаны отвечать трем условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель, а также должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели.А вот с этим, увы, проблемы…
Комментарии