Лучшие практики социализации детей с ограниченными возможностями здоровья были представлены на форуме, состоявшемся недавно в МИА «Россия сегодня». Надо сказать, что такое представительное собрание впервые проходило в известном всем здании на Зубовском бульваре и длилось целый день. Насыщенная и плотная программа порадовала всех собравшихся. Как отметила Наталья Тюрина, руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», особенность нынешнего форума – всестороннее знакомство с лучшими региональными практиками межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами власти, общественными организациями и другими структурами по социализации детей с ОВЗ.
Забегая вперед, скажу, что буквально все выступающие на форуме обозначили две проблемы в этой сфере: первая – разобщенность структур, занятых работой с особыми детьми, и вторая – неподготовленные кадры. Не секрет, что педагоги массовых школ теряются, когда в классе появляются ученики «не такие, как все». Потому одна из задач флагманов инклюзивного образования, ставших в регионах пилотными площадками, – обучение и переподготовка кадров. По красочному определению одного из участников форума, «если не подготовить нужного учителя, инклюзия захлебнется».Республиканский ресурсный центр по развитию инклюзивного образования в Северной Осетии появился всего год назад. Он стал структурным подразделением Института повышения квалификации работников образования. Алена Рамонова, руководитель центра, рассказала об опыте работы «летучих бригад» – каждые две недели специалисты выезжают для оказания конкретной помощи педагогам образовательных учреждений в работе с особыми детьми. Такая форма взаимодействия весьма эффективна. Как и созданный на базе центра Родительский клуб. По словам Алены Александровны, создание партнерских отношений весьма продуктивно. Одной из проблем, обозначенных родителями, стало отсутствие структуры раннего вмешательства и помощи особым детям. Бывает, до поступления в детский садик или в школу родители не получают нужной помощи специалистов.Сфера дополнительного образования имеет богатый ресурс по успешной социализации детей с ОВЗ, так как позволяет создать условия для индивидуализации обучения и успешности каждого ребенка. Однако использовать его в полной мере мешают многие обстоятельства. И дело не только в пресловутых пандусах, помогающих преодолевать препятствия при входе в помещение. Необходима перестройка всей работы, как это сделали в Челябинске. Здесь на базе Дворца пионеров и школьников имени Крупской создали Школу инженерных технологий и открытий, где по особым программам в различных лабораториях дети с проблемами в развитии занимаются моделированием, учатся инженерным навыкам. Большой популярностью пользуется лаборатория робототехники. Главное, что особые дети занимаются вместе со своими сверстниками из обычных школ. На это не раз делала упор в своем сообщении Ирина Анфалова-Шишкина, начальник Управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Министерства образования и науки Челябинской области. В регионе остро стоит вопрос подготовки кадров для промышленности. Потому развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности школьников – одно из приоритетных направлений дополнительного образования. Развитие конструкторских и инженерных способностей детей – задача Школы инженерных технологий и открытий.Пожалуй, одними из самых популярных слов на форуме стали «открытость» и «партнерство». Социализация особых детей – задача общества, и, значит, в ее решении должен участвовать каждый из нас. Потому трудно переоценить опыт регионов, где сумели перестроить не только работу учреждений для «казенных» детей, но и, что гораздо труднее, общественное сознание. Об этом говорил директор детского дома №9 города Череповца Ростислав Огурцов. «Мы были лет десять назад обычным закрытым учреждением, где круг общения воспитанников был сужен до взаимодействия с сотрудниками и своими ровесниками» – с таких слов начал выступление Ростислав Вячеславович.Ситуацию мало изменила и реализация стратегии развития «От казенного дома – к дому, в котором тепло». Проанализировав ее достижения, сотрудники вынуждены были признать, что на «отлично» выполнен только раздел «Материально-техническое обеспечение». С 2007 года началась своеобразная работа над ошибками. Для формирования активной жизненной позиции воспитанника и успешной социализации важен не только материальный достаток, но и полноценное, разноплановое общение. В Череповецком детском доме начали с того, что всех детей стали обучать в городских школах разного уровня, в том числе и с углубленным изучением отдельных предметов. Вариативность обучения приблизила уровень успеваемости воспитанников к 98 процентам. Каждому из ребят была предоставлена возможность выбрать занятие по душе в учреждениях дополнительного образования. Таким образом, первый шаг по интеграции воспитанников детдома в среду был сделан.А второй шаг – освоение новых методик работы с детьми – был сделан с помощью Международной молодежной программы АВАРД. Благодаря участию в ней были получены гранты на обучение руководителей и специалистов детского дома в Великобритании, Германии и Карелии. Здесь педагоги изучали новое для них в то время направление – социальное проектирование. Как оказалось, именно этот механизм изменил жизнь воспитанников детского дома. Первая социальная акция «Твори добро другим во благо» воодушевила детей, помогла почувствовать свою значимость.Успешной социализации воспитанников детского дома способствовала и созданная за эти годы система социального партнерства. Она открыла возможности воспитанникам для проявления активной жизненной позиции. Ведь партнерство – это не благотворительность, не милостыня нуждающимся, а человеческая солидарность, разделяемая ответственность за проблему. Представьте, детский дом установил добрые партнерские отношения с 25 учреждениями и организациями Череповца, Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Петрозаводска. Созданы условия для преодоления морального и материального иждивенчества воспитанников. Социальное партнерство и межведомственное взаимодействие стали естественной формой деятельности детского дома. А главным показателем результативности работы коллектива череповецкого детского дома №9 можно считать факт, что практически все воспитанники успешно адаптировались в социуме – среди них нет неработающих или ведущих асоциальный образ жизни.Приходится признать, что в рамках развития инклюзивного образования остро встает вопрос о том, что в массе своей педагоги обычных школ не владеют методами профилактики отклонений в развитии, испытывают затруднения в использовании методов психологической и педагогической коррекции. Об этом с болью говорила Нина Полина из Ульяновска, директор специальной (коррекционной) школы-интерната №87. «В настоящее время, – заметила Нина Александровна, – все слабослышащие дети I и II степени тугоухости обучаются совместно со своими сверстниками в обычных школах. В нашем учреждении остались глухие дети, к тому же многие из них имеют задержку психического развития».Надо отметить, что учебное заведение, которым более 20 лет руководит отличник просвещения, заслуженный учитель РФ Нина Александровна Полина, кардинально перестроило свою работу, став с 1999 года экспериментальной площадкой Института коррекционной педагогики. Интегрированный подход к обучению глухих детей младшего школьного возраста, информатизация учебно-воспитательного процесса, использование новейших технологий помогает лучшей социально-педагогической адаптации детей с потерей слуха.В рамках Федеральной целевой программы развития образования на базе школы-интерната №87 и детсада №101 открыты стажировочные площадки. Также действуют 13 базовых площадок, использующих в своей работе передовые технологии. Опыт региона по созданию моделей социализации детей с нарушениями слуха успешно применяется в 15 субъектах РФ. Кстати, 26 ноября в Ульяновске прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Современные модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и перспективы развития».Не обошли вниманием на форуме проблему обучения подростков с девиантным поведением. Заслуживает внимания опыт Базковской школы Шолоховского района Ростовской области. Здесь создана система воспитательной работы, которая объединяет усилия педагогов, родителей, общественных организаций, когда каждый ученик находится в поле доброго внимания. Не случайно заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Борисенко, представляя опыт своей сельской школы, делала упор на индивидуальный подход к каждому из трудных подростков. А еще, как призналась Татьяна Тимофеевна, доверительные отношения, основанные на любви и внимании к детям, также не забыты в ряду всех инновационных педагогических технологий.Об этом же говорил на своем мастер-классе Игорь Шпицберг, руководитель центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». Для подопечных центра важно создавать среду и ситуацию, где они могут приобретать позитивный опыт общения с окружающим миром, который от них раньше был отделен стеной. Ломать ее резко нельзя, заметил Игорь Леонидович. Главное качество, которому отдают предпочтение при наборе сотрудников в центр, – это любовь к детям. Навыкам общения, новым технологиям можно научить, а вот любви научить нельзя. Более двадцати лет центр успешно возвращает радость жизни своим особым пациентам. Кадры из фильма, где дети купаются в реке (у центра есть свой лагерь) или катаются на лошадях, занимаются гончарным делом, поют у костра, впечатляют. Как и признание известного телеведущего Евгения Белоголовцева, который не мог сдержать слез, увидев своего сына спускающимся с горы на лыжах. Программа «Лыжи мечты» Центра социальной помощи и адаптации для людей с диагнозом ДЦП и другими ОВЗ раздвигает горизонты и дарит минуты счастья многим людям.Подводя итоги форума, Евгений Сильянов, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, отметил, что в период с 2011 по 2013 год в стране была создана 81 стажировочная площадка. Работа по созданию инновационных образовательных моделей идет по двум направлениям: социализация детей и апробация нового федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.Внести своевременные корректировки и новые предложения в программы – одна из главных задач таких площадок. «Мы ждем идей, предложений по моделям социализации детей, которые будут проанализированы и учтены в новом документе», – подчеркнул Евгений Александрович.
Комментарии