search
main
0

За руку держал – женись! По такому принципу профессию не выбирают

После знаменитого “географического” исследования Института Гэллапа (1988 года) многие талантливые школьные учителя из разных стран почувствовали себя очень неуютно. Словно проснулись в другом мире. Именно тогда впервые выснилось, что сверхмощная, весьма прожорливая “кругосветная” система среднего образования – школа Коменского продуктивна всего лишь на 10 процентов.

Получается, что в 90 случаях из ста фабрика знаний поставляет на всемирный рынок абсолютно ни на что не годный брак. Что это – роковой закон природы? Допустим, размышляли донельзя обескураженные преподаватели. Ну а мы-то, дескать, в этом случае что можем изменить? Кто-то задал вопрос: а вообще, друзья, была ли школа до изобретения Коменского, три с половиной сотни лет назад?
Оказывается, школа была, притом необычайно продуктивной, хотя и повально неграмотной. Древние фолианты, до которых докопались неуемные новаторы, не оставляли сомнений: школой для каждого был и служил о ту пору целый город. Со всем разнообразием его занятий, промыслов, искусств, событий, интересов. Любая мастерская ювелира или мясника, театр, торговая лавка, цирюльня, пекарня, библиотека служила подростку всем вместе ≈ школой, производством, досуговым клубом, университетом и, естественно, рабочим местом.
Люди в те времена наивно полагали, что знания можно лишь нажить, заглядывая в разные места и застревая в точках собственного интереса. Так сказать, носясь на побегушках у своей природной любознательности. Но знания нельзя, считали наши предки, получить в готовом виде (как оценку или аттестат), не набравшись своего ума, не натерев своих мозолей и не осчастливив человечество каким-то своим собственным открытием. Или же просто полезным продуктом.
Эту, казалось, навсегда утраченную нами технологию “свободного образования без стен” сегодня исповедуют учителя из 18 стран мира. Недавно в Испании они организовали свой 13-й международный семинар.
Когда целый город – классная комната
В Барселоне мне рассказали историю про американскую девочку Марту из проекта “Город-школа”. Тяга к врачеванию досталась Марте по наследству, от мамы-врача. Поэтому, поступив в нью-йоркскую “City as school”, она, не раздумывая, выбрала специальность медсестры и отправилась в госпиталь на практику. Через пару часов выяснилось: девочка не переносит вида крови. Этого оказалось достаточно, чтобы тут же в корне пересмотреть жизненные планы. Она устроилась воспитательницей в ясли. Однако не спешите ставить точку – поиск продолжается. Может быть, обретет себя в роли дизайнера одежды или займется психоаналитикой? Все может случиться с человеком в “City as school”, поскольку перечень предлагаемых тут возможностей (рабочих мест) необозрим, а выбор не фатален. Так сказать, вписанный в учебную программу риск – даром потратить время, ошибиться или ушибиться – оборачивается захватывающим дух образовательным приключением, которое остается в опыте ребенка навсегда.
У нас, у большинства продуктов лучшей в мире школы, этой возможности рискнуть, поскитаться по городу нет. Поэтому так трусовато, суетливо, несамостоятельно, в общем и целом, живем. “За руку держал, в глаза смотрел – женись!” Вот что такое выбор профессии в нашей постсоветской школе.
Нужно, видимо, быть очень сильной индивидуальностью, чтобы, прыгая через себя и ломая каноны, “делать не так”. Или родиться в Нью-Йорке, Стокгольме или Берлине и пойти учиться в школу, вдохновляющую человека на совершение ужаснейших ошибок, но тем самым помогающую ему становиться человеком.
Этот проект начинался в 60-е годы, под гром американских пушек во Вьетнаме, на фоне массовых антивоенных митингов по всей Америке. Гражданские волнения не обошли стороной и Нью-Йорк, где к тому времени был создан влиятельный Союз учителей, сражавшийся с монополией чиновников и предлагавший заменить бюрократический контроль в образовании общественным. Под флагами борьбы за новую школу на площадь вышла и учащаяся молодежь. В итоге под давлением “комьюнити” правительством был дан зеленый свет целой сети крохотных экспериментальных школ. Так в 1972 году появилась и первая “City as school” для первых 25 студентов и 4 преподавателей, приютившихся в двух смежных комнатках городского Департамента образования.
Сегодня город-школа обзавелась тремя солидными площадками в разных районах Нью-Йорка; всего же в этот гигантский альтернативный проект вовлечено более 50000 городских подростков, сотни школьных педагогов.
В 1983 году нью-йоркская “City as school” получает премию федерального правительства “как исключительно перспективная программа” и плюс к тому внушительные гранты, предназначенные для распространения ценного опыта по городам и весям. В результате каждый третий из пятидесяти штатов Америки может похвастать сегодня собственным городом-школой.

Как это работает
Чтобы стать студентом “City as school”, достаточно простого собеседования с учителем. Многопредметных вступительных тестов нет вовсе. Тут, к слову, один из секретов популярности города-школы среди молодых. Да и государству содержать такие экспериментальные площадки выгодно, поскольку научились здешние учителя вытаскивать из социальной пропасти детей, на которых обычная школа традиционно махнула рукой.
Итак, после короткой беседы новоприбывшему студенту без долгих прелюдий вручают пухлый томик под названием “Ресурсы “City as school”. На выбор – более трех тысяч мест в трудолюбивом городе Нью-Йорке. Диапазон поиска: от слесаря в автосервисе, музейного работника, санитара городского морга до реставратора старинной мебели, озеленителя улиц и осветителя в театре. От официанта в мелком ресторанчике до менеджера в магазине игрушек, банковского служащего. При желании можно пойти в мальчики на побегушках при офисе мэра Нью-Йорка или в секретари к конгрессмену. Выбирай, короче говоря, на вкус.
Три дня в неделю дети крутятся на производстве, дважды в неделю появляясь в школе. Но и здесь все не похоже на классическую отсиделовку. Вместо обычного класса действует группа по интересам, урок преобразован в форум, постылый предмет – в общее дело. Поэтому и учитель (тьютор) преподает не скучные азы теории, а самые что ни на есть практические навыки решения проблем, основы профессионального роста.
Большая часть уроков-форумов протекает за порогом школы, под открытым небом – в парке, музее, выставочном зале.
Вдобавок к каждому ребенку прикрепляются два педагога: один сотрудничает с ним на производстве, а второй – в школе. Непривычно, хлопотно? Нет слов. С другой стороны, а кто говорил, что педагогика – это легко?

Долой отметки!
В городе-школе отметок нет. Даже при переходе из класса в класс. Вместо них каждый студент копит свою собственную папку достижений. Что еще за папка? Подождите, объясню.
В Испании я познакомился с милейшей студенткой из американской “City as school” Мелисой Cанфирэнзо, 21 года от роду. Как она сюда попала, отдельная песня. Но вот что я заметил: всюду, куда бы мы ни шли, она таскала с собой тоненькую кожаную папку со своими фотоработами. И с удовольствием демонстрировала их новым друзьям. Депутатам парламента Каталонии, журналистам – гостям семинара под Барселоной, учителям из Палермо, Хельсинки, Москвы. (Позже я сообразил: это такая деловая форма самопрезентации: вот, дескать, кто я такая, может быть, чем-то смогу быть вам полезна?)
Скажут, но если отметок нет, значит, можно, валять дурака вместо серьезного дела? Действительно, другой питомец города-школы, этакий бедовый Фред (американский вариант нашего Вовочки), перепробовал восемь профессий и нигде не застрял. А на носу выпускные зачеты. Его уже хотели выгонять из школы, но тут подоспела удача: зашел перекусить в мексиканский ресторан, разговорился с шеф-поваром и обалдел. Умру, говорит, но буду работать у вас подмастерьем. “А аттестат получил?” – спросил его мастер. В результате Фред, рассказывают, сдал все выпускные тесты с первого захода.

Конкуренция двух аттестатов
Американцы подарили миру красивую идею, обкатали технологию. Пользуйтесь, люди! Но тут возникает следующий вопрос: как сделать ее массовой?
Теоретический ответ нашел известный российский ученый и педагог Милослав Балабан. Надо, говорит, узаконить вместе со стандартным документом об образовании альтернативный портфель личных достижений. Чтобы было так: кто хочет – получает после школы, ПТУ или училища аттестат с отметками, а кто не хочет – папку персональных достижений.
А что? По-моему, все честно и без революций. Не говоря уже о том, сколько спасенных детских судеб такая, в сущности, бесплатная реформа могла бы занести в свой актив.
Антон ЗВЕРЕВ
Барселона – Москва

P.S.

Существует ли в России продуктивное образование (PL)? Один высокий чин из известной академии на Погодинской улице сказал в сердцах: “Какой еще продактив лернинг? Тоже мне новость. У нас все это давно есть!” Действительно, в Санкт-Петербурге не первый год действует целый Институт продуктивного образования. Институт продуктивно работает. А школа? А высшая школа? Там все по-старому: отметки, зачеты, классы, предметы – ритуалы имени Коменского…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте