Я веду на полставки в Доме пионеров литературный кружок. Трижды в неделю раздается звонкий топот по деревянной гулкой лестнице – это бегут на второй этаж, на ходу доставая из портфелей свои творения, юные писатели. Я намеренно не беру это слово в кавычки – дети пишут честнее и откровеннее взрослых. Они ничего не требуют – ни славы, ни куска хлеба. Они просто пытаются понять взрослый мир и выразить свое понимание этого мира.
Имена героев своих рассказов ребята поначалу придумывают на иностранный манер. Затем Джоны становятся Иванами, а действие из далекой галактики переносится в родную деревню Тужиловку. Состав детей в моем кружке постоянно меняется, чуть ли не каждую неделю. Сочинить рассказик, стишок – одно дело, а писать постоянно – это уже работа. Без игры, без интереса дети ничего делать не хотят. Одно время мы играли в газету. Каждый рисовал себе собственную газету на бумаге, заполнял ее прозой, стихами, рисунками. Затем я дал им диктофон, брали друг у друга интервью. Стали определяться интересы. Появился у нас юный краевед Вася. Он живет в небольшой деревеньке, общается с пожилыми людьми, все разговоры мотает на ус. Составил карту деревни. Нарисовал каждый дом, каждый ручеек… А все рассказы стариков Вася записывает в тетрадку. Так у него появилась работа «Пусть о них узнает весь мир!» о простых людях, которые воевали, поднимали колхоз, работали за трудодни… Васину статью напечатала районка, затем областная газета. На какое-то время юный краевед стал известной личностью. Его хвалили в школе и дома, старушки с ним раскланивались издалека, норовили рассказать о своем наболевшем: «Пропиши, Васятка, в газете про то и про энто…» Недавно Вася написал о старинных русских играх – лапте, чижике, городках. Иногда на занятия приходит серьезная пятиклассница Настя. Однажды она в один присест сочинила статью под названием «Кто такой писатель?». Причем никто не просил ее писать эту явно не детскую вещь. Настина заметка начинается так: «Жила-была одна девочка. Она была очень любознательная. А ее папа был редактором…» Далее девочка пытается расспросить маму: «Кто же такой писатель?» «Никто», – отвечает мама. Наутро девочка услышала, как мама ругает папу: «Вырастил нашу дочь писательницей со своей работой! А я этого не хочу. Я хочу, чтобы наша дочь была счастлива». Рассказ заканчивается благополучно. Мама понимает, что не следует ругать эту профессию. Гонорарная система у меня сладкая: за большой рассказ или сказку – шоколадка, за стих или маленькую заметку – мороженое. Девочки пытаются сочинять «под Донцову», мальчики пробуют силы в рыцарских романах, ужастиках. Я же пытаюсь привить ребятам интерес к отечественной истории, чтобы они заглянули в ее бесконечные лабиринты… Дети сидят за соседними столами и переговариваются по телефону: – Свет, ты чего пишешь? – Стихотворение. А ты? – Сказку… Ой, забыл, мне надо скачать с Интернета мелодию…- Качай! – Деньги закончились. – Ну тогда давай так, без телефона, разговаривать. Некоторые коллеги-журналисты говорят: «Ты плодишь графоманов!» Возразить нечего. Мой кружок не фабрика юных писателей. И все же за два последних года мои питомцы не раз публиковались в областных газетах, в Интернете. И главное – приходят новички, протягивают свои тетрадки: «Вот, посмотрите, это я написал!» Александр ТИТОВ, педагог дополнительного образования, с. Красное, Липецкая область
Комментарии