В прошлом году («УГ» №33, 2006) мы рассказывали о методологическом семинаре в РАО, посвященном проблеме дистанционного обучения (ДО). К сожалению, проблемы, о которых шла речь за «круглым столом», проблемами и остались – дистанционная форма образования по-прежнему вне закона, непонятно, как рассчитывать нагрузку преподавателя ДО, оплачивать разработку курсов ДО… Но идея дистанционного обучения по-прежнему актуальна, она работает во многих вузах и школах. И на новом методологическом семинаре Лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО речь шла не о теории, а о практике. Темой обсуждения стала деятельность преподавателя и ученика (студента) в ДО, а результатом – четкие ответы на конкретные вопросы.
Как выстраивать учебный процесс в системе дистанционного обучения?
Евгения ПОЛАТ, заведующая Лабораторией дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО:
– Под ДО мы понимаем систему обучения, основанную на взаимодействии учителя и учеников, то есть учебный процесс со всеми компонентами – цели, содержание, организационные формы, средства обучения специфичными средствами ИКТ и интернет-технологий. Не путайте дистанционное обучение с дистанционными технологиями.
ДО состоит из двух подсистем: этапа проектирования и самого учебного процесса. Проектирует систему дистанционного обучения автор курса, один – если одновременно является знатоком информационных технологий или в паре с так называемым педагогическим дизайнером, если в ИКТ некомпетентен. Во втором случае педагогический дизайнер помогает автору разработать сценарий курса под определенную концепцию, специфику предмета, конкретных учеников или студентов, формирует информационно-образовательную среду. Эта среда попадает к программисту, который разместит курс в оболочке. Без этой тройки – преподаватель, педагогический дизайнер, программист – обойтись очень трудно.
Когда учебный курс начинается, вступают в силу другие специалисты: преподаватель, который хорошо владеет педагогическими технологиями, знаком с педагогической психологией взаимодействия в сетях, разбирается в ИКТ, координатор-администратор, который набирает группы студентов, составляет график работы, отслеживает их посещаемость в сети и так далее, конечно, системный администратор.
Переходим к организации учебного процесса. Содержание материала, методы и организационные формы, средства обучения отбираются в зависимости от концепции обучения, которую вы ставите во главу угла. Если вы сторонник традиционной концепции, то есть ориентируетесь на знания, умения, навыки, то вся система обучения строится на усвоении и воспроизведении знаний. Если мы говорим о гуманистической педагогике, личностно-ориентированном подходе, о проблемной направленности обучения, учебный процесс строится совершенно по-другому. Как? Давайте рассмотрим, как работает учебный модуль.
В центре, конечно, содержание. Но оно существует не само по себе. Прежде всего нужно сформулировать проблемную ситуацию. Ученики знакомятся с новой проблемой, обсуждают ее в малых группах – что они уже знают об этой проблеме, каким образом могли бы ее решить, основываясь на имеющихся знаниях. Общение происходит на форумах и в электронной почте. Затем преподаватель читает базовую лекцию, к которой школьники или студенты уже немного подготовлены. После этого идет поиск дополнительной информации в интернете, в медиатеке. Потом опять возвращаемся к обсуждению, но уже на базе накопленного материала, предварительного обсуждения, базовой лекции. Вся учеба строится на дискуссии, обмене мнениями, возможности высказать свою точку зрения, аргументированно ее доказать.
На этом этапе можно использовать форумы, чаты, теле-, видеоконференции.
А в заключение можно дать задание написать эссе, реферат, научный отчет. Письменные виды работ чрезвычайно полезны, они дают возможность обдумать проблему и дать аргументированное мнение о том, как ее разрешить.
Формы контроля – контрольные работы, защита проектов, портфель студента. Последнее очень популярно сейчас на Западе, под эту технологию специально делают оболочки, разработана классификация e-portfolio. Причем ученик отбирает в свой портфель только то, что считает нужным, а не то, что диктует ему преподаватель. Преподаватель может только заказать форму и количество материалов, например 3-4 контрольные работы. А дело ученика – выбрать контрольные работы и прибавить к ним свой комментарий – что, на его взгляд, удалось, а что нет. Технология эта заключается в умении аргументированно оценивать собственную точку зрения.
Как на практике выглядит идея электронного портфолио?
Марина МОИСЕЕВА, директор московской средней школы №1299:
– Наша школа специализируется в области технологий, у нас введен экспериментальный интегрированный курс «Информационные технологии», где есть робототехника, автоматика, электроника и так далее. Как у нас реализована идея электронного портфолио? Сразу скажу, что мало позаботиться об информационной среде, оболочке, инструментах. Информационные и педагогические технологии всегда идут рядом. Если педагогический процесс не ориентирован на сотрудничество, на общение детей с педагогами, никакие новейшие технологии не помогут. Ученик должен не только получить объем знаний, но и проработать его в рамках проектов, используя все доступные средства: традиционные учебные пособия, информацию из интернета, электронные образовательные ресурсы.
С точки зрения технического обеспечения у нас все в порядке: накопился неплохой компьютерный парк – сто машин, в среднем у нас три ученика на один компьютер. Есть мощнейший интранет, который связывает все компьютеры. В интранете выделены отдельные диски для учеников и учителей, диски, доступные и той, и другой категории участников образовательного процесса. Каждый ребенок имеет свое электронное портфолио. В него заносятся не только индивидуальные работы учеников, но и групповые. Групповые работы создаются в рамках проектной деятельности, причем это могут быть межпредметные проекты, проекты в рамках одного предмета, проекты для разновозрастных групп, например, школьная газета, которую создают ученики с 1-го по 11-й класс.
В связи с созданием электронных портфолио мы были вынуждены немного поменять систему оценки знаний учеников. У нас зачетная система. Зачет выставляется в том числе на основе результатов защиты портфолио.
Таким образом, электронное портфолио требует изменения подходов к организации учебного процесса, смещения акцентов с усвоения готовых знаний на творчество, поиск, экспериментальную, исследовательскую работу.
Как работать с оболочкой, где размещен курс дистанционного обучения?
Мария ТАТАРИНОВА, научный сотрудник Лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО:
– Вы – автор курса дистанционного обучения, спроектировали свой курс, разместили в оболочке, ваш администратор запустил в систему студентов, началась работа. Что видят студенты, оказавшись в обжитом пространстве курса ДО? Покажу на примере Moodle – популярной оболочки, которую можно бесплатно скачать по адресу: http://moodle.org/.
В центре студент видит сам информационно-обучающий раздел, где размещены материалы, структурированные в соответствии с требованиями сетевой модели, средства общения.
Обычно в таких оболочках можно найти разделы для отслеживания успеваемости – электронный журнал, страница посещения. Здесь есть календарь, который позволяет получить отчет по каждому студенту – в каком разделе и сколько времени он находился.
Контроль может быть офф-лайновый – просмотр данных тестирования, выполненных заданий, либо он-лайновый – оценивание работы студента в чате и непосредственная реакция преподавателя.
Общение осуществляется в форумах и чатах. В Moodle существует несколько форумов. Есть основной, где могут находиться и обучающиеся, и преподаватель, обсуждать ту или иную тему, общаться, комментировать свои и чужие действия. Есть ученический форум – в нем работают малые группы сотрудничества, педагог им не мешает, просто отслеживает их деятельность. И есть учительский форум, где происходит общение преподавателей.
Электронная почта этой оболочкой не предусмотрена, но есть возможность обмениваться сообщениями из личных страничек, которые заводят себе и студенты, и преподаватели. Педагог может разместить информацию о себе, о курсах. Раздел «Чат» – для он-лайнового общения, он помогает провести мозговой штурм для вовлечения в проблему и дискуссию по завершении обучения.
Когда студент попадает на просторы дистанционного курса впервые, надо предусмотреть время для знакомства с оболочкой, с участниками, для создания, оформления своей индивидуальной страницы, знакомства с учебно-тематическим планом, для чтения материалов учебника и дополнительного справочного материала. Также необходимо выделить время для проведения анкетирования, заполнения странички рефлексии, где студенты могут рассказать, чего они ожидают от курса. А по завершении сетевого курса, который может длиться не более 2-3 месяцев, необходимо провести итоговое тестирование, анкетирование, дать возможность студентам провести рефлексию собственной деятельности.
Комментарии