search
main
0

За опытом в Японию. Проект «Школа бережливого управления «Кайдзэн»

«Кайдзэн» – японское слово, означающее постоянное движение вперед, поиск возможностей улучшить, усовершенствовать производство и снизить затраты. Кайдзэн – популярная система и философия менеджмента, которая помогла предприятиям послевоенной Японии занять лидирующие позиции на мировых рынках во многих технологичных сферах.

А началось все в 1970-е годы, когда компанией Toyota руководил очень талантливый топ-менеджер господин Тайити Оно. Он всегда верил в силу и талант своих подчиненных и был уверен в том, что если дать им необходимые полномочия, то они смогут решить любые проблемы. Он часто применял такой подход. Например, Toyota ставила цель – производить 100 единиц продукции в час. Тогда Оно давал своим инженерам такие ресурсы, которые позволяли выпускать только 90 единиц, но требовал от них производить все 100. Так как они не могли сразу сделать это, то им приходилось либо работать сверхурочно, либо срочно придумывать какое-то улучшение, позволяющее справиться с поставленной задачей. Сегодня эту систему применяют многие крупнейшие компании мира, однако по отношению к образовательным учреждениям она не применялась ни разу. Так что гимназия №2 во главе с ее директором Людмилой Сухановой, по сути, стала первопроходцем, внедрив японскую систему в жизнь российской школы. Увлечение Востоком здесь началось с языков. В ноябре 2010 года в гимназии открылись курсы «Знакомьтесь, Япония!». В 2011 году заработали курсы китайского языка «Нихао, Китай!», а в 2013-м – курсы корейского. У гимназистов начиная со второго класса есть возможность помимо английского изучать второй иностранный язык – китайский или японский. Именно здесь был открыт первый школьный класс Конфуция – специализированный кабинет изучения китайского языка. Проект «Школа бережливого управления «Кайдзэн» стал логическим продолжением внедрения лучшего восточного опыта в систему управления образовательным учреждением. Реализация проекта осуществляется при поддержке солидных партнеров, среди которых компания Toyota Engineering Corporation (Япония), учебный центр «Кайдзэн», группа предприятий ПЦБК, а также компания «Тойота – Центр Пермь». – Цель проекта «Кайдзэн» – создание универсальной системы управления образовательным учреждением для достижения высокого качества обучения и удовлетворения возрастающих потребностей участников образовательного процесса, – говорит Людмила Суханова. – Для этого мы должны решить прежде всего несколько важнейших задач: выявить проблемы и устранить потери, обучить весь коллектив методам, технологиям и инструментам бережливого производства, внедрить систему бережливого производства в работу управленческой команды и, наконец, улучшить качество обучения через непрерывное совершенствование. Каждая из задач решается по-своему. Так, например, задача «выявление проблем и устранение потерь» – это прежде всего стенд предложений по улучшению работы педагогического коллектива гимназии №2. Вторая задача – обучение коллектива методикам, технологиям и инструментам бережливого производства – ведется в каникулярное время по модульной системе в учебном центре повышения производительности «Кайдзэн», который занимает довольно обширную территорию в гимназии, включая теоретический и производственный кабинеты. Для реализации проекта также проведена визуализация пространства гимназии (навигация), создан современный школьный медиацентр, обеспечивающий поддержку учебно-воспитательного процесса посредством включения в единую информационно-образовательную среду национальной электронной библиотеки и библиотек города Перми, разработан проект по созданию многопрофильного учебного кабинета «Кайдзэн» в соответствии с принципами бережливого производства. И наконец, задача внедрения системы бережливого производства в работу управленческой команды, результаты деятельности которой отражаются на стенде гибкого управления в кабинете директора гимназии. Внедрение передового опыта бережливого управления в школе позволяет высвободить время у административного персонала и у педагогов, у детей и у родителей, научить всех участников образовательного процесса правильно планировать собственные задачи и оценивать эффективность их исполнения. В результате, по словам Людмилы Андреевны, каждый получит свою выгоду: у руководителей сократится время на решение управленческих вопросов, повысится эффективность их исполнения, уменьшится количество времени на подготовку и проведение совещаний, а их результативность возрастет; у педагогов освободится время для содержательной подготовки к занятиям и работы с одаренными детьми, повысится эффективность организации учебно-воспитательного процесса; у учеников сформируются надпрофессиональные (гибкие) компетенции и готовность к профессиональному самоопределению. В целом же образовательное учреждение сможет улучшить качество обучения и установить более доверительные отношения между участниками образовательного процесса. – Заключительный этап реализации проекта – разработка и представление универсальной схемы бережливого управления образовательным учреждением, которую можно внедрить в образовательное пространство регионов России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте