Спрос на среднее профессиональное образование в России год от года растет, как и число учреждений СПО. В то же время только в каждом третьем колледже и техникуме сегодня есть первичная организация Общероссийского Профсоюза образования. Семинар для директорского корпуса «Среднее профессиональное образование: новые реалии, факты и инструменты управления» стал новым этапом взаимодействия профсоюза с представителями сферы СПО. Руководители техникумов и колледжей из 27 регионов страны, приехавшие в Москву, смогли не только почерпнуть новые знания от ведущих лекторов профсоюза и представителей министерств и ведомств, но и разработать программы развития своих учреждений. А главное – в полной мере оценить пользу социального партнерства.
Открывая встречу, заместитель председателя профсоюза Вадим Дудин отметил, что спрос на высшее образование в России падает, а на среднее профессиональное, напротив, растет. Этот феномен связан с тем, что многие молодые люди стараются быстрее обрести самостоятельность и финансовую независимость.
Профсоюз сегодня активно развивает работу в сфере среднего профессионального образования, сделав акцент на обучении. Для профлидеров техникумов и колледжей с 2017 года проводятся всероссийские семинары. Создан Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций в учреждениях среднего профобразования – КС СПО профсоюза.
Молодые преподаватели колледжей присоединяются к молодежному движению профсоюза, участвуют в сессиях всероссийской и региональных педагогических школ (ВПШ, РПШ), форумах, слетах молодых педагогов.
В феврале текущего года при активном участии профсоюза прошел Всероссийский конкурс «Мастер года», направленный на поощрение талантливых мастеров и преподавателей учебных дисциплин.
Первый профсоюзный семинар для директоров профессиональных образовательных организаций обозначил новый этап в этом направлении.
Главный вызов – технологический
Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин на открытии семинара рассказал о перспективах сотрудничества с профсоюзом. Он подчеркнул, что социальная стабильность, особенно в период вынужденной дистанционной работы, во многом зависит от активной деятельности лидеров первичных профсоюзных организаций.
Среди вызовов системе СПО Виктор Михайлович выделил технологический. В связи с этим одна из ключевых проблем, требующих решения, – как не допустить запаздывания в подготовке кадров.
Тему стратегии развития системы СПО в своем выступлении продолжила Татевик Карабекян, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ.
В тренде – широкая квалификация
Начальник Центра содержания и оценки качества СПО Института развития профессионального образования Светлана Наумова рассказала об обновлении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствии с запросами рынка труда:
– Помимо того что меняется структура подготовки кадров, у нас ведется работа по укрупнению профессий и специальностей, чему предшествует подготовка соответствующих образовательных стандартов. Одна из ключевых идей связана с тем, что нашему рынку труда нужны специалисты с широкой квалификацией, которые могут в процессе обучения и повышения квалификации «докручивать» нужные компетенции.
В институте был подготовлен новый макет ФГОС для профессий и специальностей среднего профессионального образования. Он разработан по принципу «конструктора компетенций». В отличие от моделей прежних лет макет 2021 года предусматривает присвоение одной (широкой) квалификации, при этом к ней приводится целый спектр видов профессиональной деятельности, из которых образовательная организация сама выбирает те, которые хочет включить в образовательные программы.
Кроме того, новый макет стандарта предполагает введение цифрового модуля по всем профессиям и специальностям СПО, обязательное освоение основ бережливого производства и финансовой грамотности.
Основной фактор успешности
Сотрудники аппарата Общероссийского Профсоюза образования – научный руководитель Учебного центра профсоюза Раис Загидуллин, эксперт Вера Панкратова и главный специалист отдела охраны труда и здоровья Антон Парубенко также выступили с лекциями.
Антон Семенович говорил о новациях Федерального закона №311‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», вступающего в силу 1 марта следующего года. Вера Николаевна Панкратова рассмотрела вопросы организации труда и заработной платы. А Раис Рамазанович представил тему «Управление качеством образования: факторы учебной успешности обучающихся». Вывод, который он сделал, может утешить представителей педагогической профессии: основным фактором успешности учеников по-прежнему остается учитель.
Акцент на обучении
Председатель КС СПО профсоюза Сергей Куропатин рассказал о деятельности совета с момента его создания в 2017 году. Именно тогда на всероссийском уровне началось обучение профсоюзных лидеров, которые возглавляют координационные советы у себя в регионах.
В декабре пройдет уже пятый всероссийский обучающий семинар-совещание, как и в прошлом году, в онлайн-формате. Такие семинары дают возможность не только получить новые знания, но и напрямую пообщаться с представителями министерств и ведомств, задать вопросы, которые волнуют коллективы.
На прошедших семинарах чаще других звучали вопросы, связанные с оплатой за классное руководство кураторам групп в техникумах и колледжах, нормированием рабочего времени преподавателей во время региональных чемпионатов WorldSkills, квалификацией педагогов, поддержкой молодых кадров, дистанционной работой.
– Мы рады, что одно из наших предложений – распространить федеральную выплату за классное руководство на кураторов групп СПО – поддержано в этом году на федеральном уровне, – подчеркнул Сергей Александрович.
Директора посетили столичные учреждения образования – Колледж полиции и колледж сферы услуг №10, которые отмечены знаком Московской городской организации профсоюза «Территория социального партнерства», а также ознакомились с работой подмосковного колледжа «Энергия» и Государственного института новых форм обучения (ГИНФО).
У коллег была возможность заняться проектной деятельностью и всего за несколько часов разработать программу развития для образовательной организации. В заключительный день все участники семинара получили удостоверения о повышении квалификации.
– Этот семинар – наш первый опыт, – отметила главный специалист аппарата профсоюза Галина Скоморохова. – Программа была построена таким образом, чтобы директора смогли актуализировать свои знания о состоянии и перспективах развития профессионального образования, о происходящих социально-экономических процессах, обменяться опытом, а также структурировать свои представления о роли профсоюза.
Наталья ВОРОНИНА
Участники о семинаре
Наталья КРЫЖАНОВСКАЯ, заместитель председателя Волгоградской областной организации профсоюза:
– Очень понравилась программа семинара – все четко, по делу. Эксперт аппарата профсоюза Вера Николаевна Панкратова подготовила богатейший материал по вопросам организации труда и заработной платы.
От нашего региона на семинар приехал директор Быковского аграрного техникума Владимир Мусахаев. Я видела, как у него блестели глаза, когда во время групповой работы он осознал, что у многих колледжей и техникумов такие же проблемы, и ему открылись новые возможности. Совместная разработка программы развития объединила, появились новые практические идеи. Для развития социального партнерства такой семинар – прекрасный стимул.
Сергей КУЗЬМИН, директор Ульяновского училища (техникума) олимпийского резерва:
– В разные периоды жизни я занимал разные должности. Из сферы образования на много лет ушел в политику, а потом в спорт. Но когда в прошлом году меня назначили директором техникума, я в первую очередь поинтересовался, что у нас с профсоюзной организацией. Мы могли тогда вступить в профсоюз работников спорта или остаться в Общероссийском Профсоюзе образования. Коллектив выбрал Профсоюз образования, сотрудники и студенты у нас в одном профсоюзе.
Почему меня заинтересовал этот семинар? Мы рассматриваем дальнейшее развитие нашего училища не только по спортивному направлению, но и по смежным: туризм, рекреация. И мне было интересно узнать, как работают коллеги в других регионах, как решают вопросы социальной защиты сотрудников. Два дня было отведено на работу в группах, мы выезжали в образовательные организации и занимались проектной деятельностью.
Ценно и общение с экспертами, которые разрабатывают нормативную базу. Они у нас могли спросить, что происходит с системой СПО в регионах, а мы узнали от них об основных изменениях, готовящихся на федеральном уровне. Для меня ожидания от семинара оправдались, как будто спустя много лет я вернулся в большой коллектив единомышленников. Спасибо организаторам.
Комментарии