В январе 2008 года на базе Центра образования №1678 «Восточное Дегунино» состоялся городской семинар «Роль педагогических технологий в развитии личности школьника». Почему именно в этом образовательном учреждении собрались педагоги Москвы? Да прежде всего потому, что коллектив этой школы ведет активную работу по применению новых, в том числе информационно-коммуникационных технологий в различных предметных областях. В семинаре приняли участие методисты лаборатории преподавания образовательной области «Технология» Московского института открытого образования, методисты всех округов Москвы, учителя технологии образовательных учреждений столицы. Педагогический опыт представили педагоги центра образования № 1678, лауреаты конкурса «Грант Москвы в области науки и технологий в сфере образования» 2007 года: учитель технологии Валентина Завьялова и учитель информатики Олег Туркин. На семинаре выступили также учителя технологии образовательных учреждений Северного округа: Валентина Ильичева (школа №674), Светлана Балакина (школа №1847), Елена Сичевая ( школа №1291), Валентина Штейнгард (школа №1631). Основная идея всех выступлений заключалась в поиске путей реализации личностно-ориентированного подхода, ставящего в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития.
Участники семинара ознакомились с выставкой творческих работ учащихся образовательных учреждений Северного округа и «Театром моды», руководит которым Валентина Завьялова.
Компьютер помогает
изучать иностранные языки школьникам и студентам
Как известно, Центр образования № 1678 «Восточное Дегунино» стал победителем конкурса инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование». Примечательно, что педагогический коллектив активно и очень охотно участвует в распространении опыта в Северном округе и в Москве, выполняя, может быть, самую главную задачу, которая была поставлена авторами нацпроекта, считающими, что опыт лучших должен стать достоянием всех.
Распространение опыта идет по разным направлениями, но одно из самых интересных – внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения английскому языку, который уже накопила учитель Центра образования №1678, кандидат технических наук Ольга Корчажкина.
Как известно, ЮНЕСКО так классифицирует фазы, которые любое ОУ проходит при внедрении информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Это:
фаза возникновения: приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения;
фаза применения: адаптация учебного плана с целью интенсификации применения ИКТ в учебном процессе;
фаза привнесения: интеграция ИКТ с различными предметными областями, приводящая к изменению в содержании профессиональной деятельности педагогов;
фаза преобразования: преподавание ИКТ на профессиональном уровне, использование ИКТ для переосмысления и творческого обновления организации учебного процесса, а также как средство для освоения современных технологий в различных предметных областях.
Так вот Центр образования
№ 1678, по признанию самого педагогического коллектива, сейчас в целом находится на этапе фазы возникновения, а вот два методических объединения – учителей информационных технологий и учителей иностранного языка – уже перешли к фазе применения и привнесения.
Работа методического объединения учителей иностранного языка идет по трем основным направлениям, это:
создание ресурсного медиацентра на базе мультимедийного кабинета английского языка;
повышение квалификации учителей иностранного языка в области ИКТ: создание и первичная апробация программы курса профессиональной подготовки учителей иностранного языка;
участие в семинарах и конференциях различного уровня по внедрению ИКТ в учебный процесс, подготовка публикаций.
Создание ресурсного медиацентра, в частности, предусматривает разработку авторских образовательных электронных ресурсов (ОЭР) как мультимедийное сопровождение уроков иностранного языка. Такие разработки проводятся постоянно и по мере их создания оформляются в законченные программные продукты на компакт-дисках. На настоящий момент создано уже 20 компакт-дисков в программных средах MS PowerPoint, WEB (HTML) и Macromedia Flash (тесты) для учащихся разного уровня, разнообразных по тематике и степени применимости на уроках.
Все эти разработки представляют собой электронные наглядные пособия и учебные курсы с элементами интерактивного взаимодействия, готовые к применению на уроках английского языка и предназначенные для работы в мультимедийном классе. На каждом диске есть обширный учебный материал, включающий наглядную и текстовую информацию и отражающий различные аспекты истории, географии, политики, экономики, социальной сферы, культуры и языка народов англоговорящих стран. Некоторые образовательные электронные ресурсы связаны с развитием интегрированных навыков речевой деятельности и содержат аудиоматериалы. В пособия по литературе включены отрывки из литературных произведений и кинофильмов, в пособии по грамматике есть яркий анимационный материал, облегчающий понимание и усвоение разделов английской грамматики. Кроме того, есть и контрольно-измерительные материалы, предназначенные для самостоятельной работы учащихся дома или в компьютерном классе.
Каждый ОЭР содержит достаточно большой объем информации, поэтому должен быть как можно более удобным в управлении. Для этого применяется принцип гиперссылок, управляющих кнопок, полос прокрутки, во все ОЭР включены меню по разделам учебного пособия.
Создаваемые ОЭР условно можно разделить на шесть групп:
1) Разработка законченных уроков:
«Australia». Электронное наглядное пособие по страноведению Австралии для 6-х гимназических классов;
«Jane Austen. Pride and Prejudice». Электронное наглядное пособие по английской литературе для 11-х гимназических классов;
«Two Stars – Two Fortunes». Электронное наглядное пособие по теме «Кинематограф» для 7-х гимназических классов.
2) Разработка тематических циклов уроков:
«Robert Scott». Электронное наглядное пособие по географии и английскому языку для 7-9-х общеобразовательных классов;
«James Aldridge. The Last Inch». Электронное наглядное пособие по английской литературе для 9-х общеобразовательных классов;
«Laser. Magic Metaphors». Электронное наглядное пособие по лексике английского языка для 10-х гимназических классов.
3) Разработка мультимедийного сопровождения учебных пособий:
«Millie-2». Электронное наглядное пособие по развитию интегрированных навыков речевой деятельности для 2-х общеобразовательных классов;
«New Millennium English». Электронное наглядное пособие по развитию интегрированных навыков речевой деятельности для 8-х общеобразовательных классов;
«Happy English.ru 5-6». Электронное наглядное пособие по фонетике и грамматике для
5-6-х общеобразовательных классов.
4) Разработка материалов по страноведению:
«Opportunities. Pre-Intermediate. Culture Corner». Электронное наглядное пособие по страноведению для 7-9-х гимназических классов;
«Opportunities. Intermediate. Culture Corner». Электронное наглядное пособие по страноведению для 9-11-х гимназических классов;
«Night of the Titanic». Электронное наглядное пособие по развитию навыков чтения для
«Country Studies Quiz». Электронная викторина по страноведению англоговорящих стран для
5-11-х классов (уровни Elementary, Intermediate, Advanced).
5) Разработка элективных курсов для профильной школы:
«English and American Literature». Электронный курс по английской и американской литературе;
«The American Civil War of 1861-65». Электронный курс по истории США;
«The History of British-Russian Cultural Relations». Электронный курс по межкультурной коммуникации;
«The Decembrists: before and after 14 December, 1825». Электронный курс по межкультурной коммуникации (история России);
«William Shakespeare (на платформе КМ-Школы)». Электронный курс по английской литературе.
6) Разработка курсов для подготовки к экзаменам:
«Teaching Speaking». Электронное учебное пособие по обучению устной речи;
«Computer Tests for the Unified State Exam». Сборник электронных тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку (Listening, Reading, Use of English).
Второй важный аспект работы методического объединения учителей иностранного языка – профессиональная подготовка педагогических кадров, способных внедрять информационно-коммуникационные технологии в свою предметную область. Для этого была создана программа профессиональной подготовки учителей иностранного языка по курсу «Применение ИКТ в учебном процессе», которая реализует второй этап комплексной профессиональной подготовки учителей иностранного языка. Если на первом этапе учитель овладевает ИКТ как грамотный пользователь, то на втором он осваивает дидактический потенциал ИКТ. Решая таким образом прикладные учебные задачи по своему предмету, учитель приобретает дополнительный мощный инструмент по созданию авторских ОЭР. Общий объем курса – 72 академических часа. Курс делится на два модуля, теоретический и практический, по 36 академических часов каждый, и состоит из лекционных, семинарских и практических занятий в компьютерном классе. Программа предусматривает сдачу промежуточных зачетов, экзамена и защиту курсовых проектов в виде авторских ОЭР.
Теоретический модуль предполагает формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка как активного пользователя ИКТ и ОЭР с целью их внедрения в процесс обучения иностранному языку. По окончании курса преподаватель должен уметь:
проводить экспертизу ОЭР по иностранному языку и оценку целесообразности применения ИКТ в учебном процессе;
владеть методикой обучения аспектам языка и видам речевой деятельности с применением ИКТ и методикой разработки и проведения уроков с использованием ИКТ;
создавать простейшие ОЭР, отвечающие целям и задачам конкретного урока или цикла уроков.
Контроль уровня ИКТ-компетенции, достигнутого учителем при изучении первого модуля, состоит из трех этапов:
1) аналитическое задание: анализ урока иностранного языка с применением ИКТ (форма – зачет);
2) практическое задание: планирование, разработка и презентация 15-минутного этапа урока иностранного языка с применением ИКТ (форма – зачет);
3) теоретическое задание из двух теоретических вопросов по изученному материалу (форма – экзамен).
Цель практического модуля курса – формирование умений по созданию ОЭР, в основу которых положена реализация расширенных и мало используемых дидактических возможностей программной среды MS PowerPoint с элементами VBA. Имеются в виду различные элементы управления (управляющие кнопки, интерактивное текстовое поле, полоса прокрутки, всплывающие подсказки и т.п.), а также совместимость создаваемых программных продуктов с аудио- и видеофайлами. Кроме того, на первом этапе данного модуля предусмотрено обучение учителей навыкам осуществления подготовительных операций с MS-приложениями по монтажу аудио- и видеофайлов, обработке изображений, созданию нестандартных шаблонов оформления слайдов и так далее. Таким образом, в рамках практического модуля осваиваются навыки и умения создания авторских ОЭР по иностранному языку учебного назначения с элементами анимации, интерактивного управления ресурсом, вызовом аудио- и видеоматериалов непосредственно из электронного «тела» программного продукта.
В 2005/06 и 2006/07 учебных годах эта программа была апробирована на факультете иностранных языков МГППУ в процессе вузовской подготовки студентов 4-5-го курсов, обучающихся по специальности 03.12.01 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». (Схема курса приведена на рис.1.) Результаты апробации послужили ценным материалом для создания видеосопровождения курса, которое включает зачетное занятие по практической части (презентация 15-минутного этапа урока иностранного языка с применением ИКТ) и экзамен по теоретической части курса. В нынешнем учебном году уже запланировано внедрение модификации данного курса в систему профессиональной подготовки учителей иностранного языка Центра образования № 1678 в области ИКТ.
Комментарии