search
main
0

За ними не заржавеет? В приморские школы поступают новые компьютеры, но учителя часто не знают, с какого бока к ним подойти

Программа информатизации в Приморском крае началась еще в конце 80-х. Тогда благодаря шефам в средние школы попали первые компьютеры. А в 1997 году в крае администрация Приморья закупила для средних школ сразу 4,5 тысячи южнокорейских машин класса «Ямаха». Этой техникой укомплектовали практически все средние образовательные учреждения. Техника, конечно, была, прямо скажем, не ахти, но основы программирования, математической логики и моделирования учителя информатики могли объяснить хотя бы не на пальцах.

1995 года информатика стала изучаться в крае как региональный компонент. Дети начинали учиться по этой программе с 7-го класса, по окончании 11-го можно было получить «корочки» программиста или делопроизводителя. А с 2000 года во всех школах края ввели обязательный базовый курс «Информатика».

Когда развернулась общероссийская программа информатизации, Приморью было легко в нее включиться. По сравнению с другими регионами страны, где в сельских школах всего 1-2 компьютера на всех ребят, приморские школьники находятся в привилегированных условиях. В крае есть возможность посадить каждого ученика за отдельный компьютер, пусть даже он будет старого образца. Теперь плюс к «старичкам» в школы поступают новые компьютеры. За последние четыре года – 1650 единиц (в 2004-м подошла очередь получать технику учреждениям начального образования).

Стоит ли теперь удивляться, что одиннадцатиклассник владивостокской средней школы Евгений Шавлюгин вошел в сборную России по информатике и прошлым летом привез медаль с международной олимпиады!

Информатики «теряются»

по дороге в школу

А теперь самое время сбавить бравурный тон. Несмотря на то, что край, можно сказать, уже перевыполнил «информ-пятилетку», Приморье, как и вся страна, споткнулось на «простейшем»: а учить-то ребят кто будет? Отпускают по разнарядке районной школе современный компьютерный класс, а педагоги не знают, с какой стороны подойти к этой технике. Увы, это не анекдот, а реальность, с которой сегодня сталкиваются многие школы края.

В прошлом году 94 выпускника различных вузов и педагогических училищ Приморья получили образование по специальности «Информатика», а до школ дошло 12 человек!

– Когда наши студенты-информатики еще учатся на втором курсе, их уже разбирают по частным фирмам, – рассказывает Валерий Тарасов, ректор Уссурийского государственного педагогического института. – Понятно, что люди с такой специализацией везде востребованы. В школе их ждет зарплата в две-три тысячи, а в фирмах им предлагают сразу 10. Неудивительно, что многие наши выпускники не доходят до школ. А что мы можем сделать? У нас в институте сохранилась система распределения (предлагаем места, куда можно поехать добровольно), но заставить работать, например, в сельской школе мы не можем. У нас один рычаг – моральный, а на него, к сожалению, сегодня давить неэффективно… Я считаю, что нам нужна система, обязывающая выпускников отработать бесплатное образование, которое им дало государство, иначе…

Иначе велик соблазн получить востребованную на рынке труда специальность, бесплатно или за небольшие деньги поступив в педагогический вуз, а потом сделать ручкой.

В Уссурийском пединституте нет «чистых» информатиков, здесь готовят специалистов, что называется, широкого профиля: физик и информатик, англичанин и информатик и так далее. Судя по тому спросу, что есть на студентов, готовят их хорошо.

Кроме того, в Приморском крае учителей информатики выпускают несколько вузов и педагогический колледж (он ориентирован на учителей информатики для младших классов). Все эти учебные заведения способны ликвидировать проблему нехватки кадров, но…

– В нашем крае эта проблема касается не только учителей информатики. В прошлом году педагогическое образование получили 460 человек, из них работать в школы пришла только половина. С учителями информатики еще не все так плохо: на сегодня у нас свободны всего 39 вакансий, а школ в Приморье 686, практически в каждой есть компьютерный класс, оборудованный хотя бы старой техникой (новая – в 65% школ), – говорит Сергей Пикин, руководитель краевого Департамента образования и науки.

Небольшое количество вакансий – скорее всего заслуга предметников, прошедших специальное обучение и взявших на себя часы информатиков. Подготовленный математик ведь может вести и информатику тоже. А молодых специалистов в школу все-таки не заманишь.

Средняя зарплата у педагогов Приморья – 7740 рублей, но молодым специалистам едва ли приходится рассчитывать на 3,5 тысячи. «Подъемные» – 4 должностных оклада – проедаются слишком быстро. Чуть лучше живут молодые учителя в селах, помогает 25-процентная «сельская» надбавка к зарплате, но и тут не задерживаются: на свое жилье в районе заработать трудно, а просто так не дают. В таких крупных городах, как Владивосток, зарплата еще меньше, а жизнь дороже. С другой стороны, возможности трудоустроиться на хорошо оплачиваемую работу у «информатиков с головой» в городе гораздо больше.

Есть выход – учить ученого!

Руководитель краевого Департамента образования и науки Сергей Пикин считает, что в такой ситуации имеет смысл делать ставку на переподготовку и повышение квалификации учителей других специализаций. В Приморье за последние два года программы обучения новым информационным технологиям освоили три тысячи педагогов, то есть каждый седьмой в крае.

По договору с краевым Департаментом образования и науки обучением учителей занимаются крупные вузы и Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Без обид, но, пожалуй, только в последнем учат не просто «нажимать на кнопки», а дают методики использования информационных технологий в учебном процессе. Работа тут ведется по нескольким направлениям.

Как рассказала Инна Юдина, заведующая центром образовательных информационных технологий этого института, преподаватели центра обучают учителей-предметников, директоров школ и их заместителей со всего края. Сейчас, например, в центре информационные технологии осваивают 28 учителей физкультуры и 15 директоров средних школ. Первым знания пригодятся в их работе (можно даже забить в компьютер физические данные учеников и высчитать, к примеру, кому из них на какое расстояние по силам прыгнуть). А администрация школы должна понимать, что такое образовательные информационные технологии, зачем они нужны, чтобы не вставлять палки в колеса, а помогать учителям.

Кроме того, в институте проводят обучение по так называемым проблемным курсам. Здесь можно получить опыт по проектированию уроков с использованием образовательных информационных технологий, понакомиться с компьютерными программами учебного характера, а главное – все пробовать на практике.

Еще одно направление – работа с учителями информатики. Наука это новая, поэтому педагогам этой специализации учиться приходится постоянно. Вера Потапова, заведующая лабораторией информатики, говорит, что в прошлом году здесь обучались 65 человек. Кроме того, подготовку прошли 110 учителей начальной школы. Информатика ведь начинается уже со второго класса.

Кстати, неожиданно специалисты института решили пошатнуть устоявшееся мнение о том, что информатики бегут из школ. Им известно то, что неизвестно статистике! Все-таки они, что называется, ближе к народу. Оказывается, иногда учителя возвращаются, через год-два, помыкавшись по частным фирмам. Надоедает зарплата «черным» налом и неопределенность. И тут вспоминают о школе. Тем более что это, прямо скажем, не самая плохая работа.

Все мои собеседники из института переподготовки и повышения квалификации работников образования признали, что педагоги учатся на курсах с большим желанием. Как правило, предметники приезжают обучаться «с ноля», им приходится объяснять самые азы.

– Мы гарантируем, что после трехнедельного обучения они смогут самостоятельно проводить уроки и внедрять информационные технологии в образовательный процесс,- говорит Анатолий Загороднюк, проректор по информационно-методической работе.

Охотно верю, потому что в Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования читают лекции и ведут занятия отличные педагоги, которые сами работают в школах и преподают в вузах. Но если знания учителем получены, а применить ему их негде? У того же физрука мало шансов поработать на компьютере в обычной школе, где четыре машины на всех желающих. Ведь не пробиться! Счастливое исключение из правила – 23-я владивостокская школа с физико-математическим уклоном, тут четыре компьютерных класса (и пять учителей информатики!). Инна Юдина работает в этой школе учителем физики, у нее есть возможность проводить свои уроки в компьютерном классе. Она говорит, что дети эти уроки особенно ждут, им так интересней учить физику.

23-й школе институт переподготовки учителей может только позавидовать: в институте всего два кабинета информатики, в каждом 12 компьютеров. Только в одном современные Пентиумы, а в другом модели первого выпуска, с весьма ограниченными возможностями, и работают на них уже восемь лет. В институте еще год назад подготовили помещение под еще один кабинет, но техники нет до сих пор. Обещают, обещают… Институт – бюджетная организация, деньги коммерцией не зарабатывает, поэтому не может купить дорогостоящие компьютеры. Вот такой приморский парадокс получается: в школы компьютерная техника поступает, а научить педагогов на ней работать, чтобы они могли передать эти знания детям, нет возможности!..

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте