search
main
0

За мечтами, за туманом и за запахом тайги

Путешествие как исследование мира

Человек учится не только (и не столько) на уроках, а когда он ощущает себя в образовательном пространстве, то есть когда вся окружающая среда заставляет, увлекает, вдохновляет на постижение мира, на постижение нового. Таким образовательным пространством является путешествие.

Окружающий нас мир разнообразен и многогранен. С раннего детства каждый из нас начинает познавать его, ощупывая, осматривая, пробуя на вкус, обнюхивая, прислушиваясь. Первоначально наш мир ограничен детской кроваткой, потом квартирой или домом, затем двором и окрестностями дома, далее районом города или окрестностями деревни. Постепенно окружающее пространство, познаваемое нами, расширяется.

Странствие – это одна из форм активной жизни, обогащающая человека. Правда, простое перемещение в пространстве ради перемещения мало что может дать человеку. Важно понимать, зачем ты странствуешь, что «ищешь ты в краю далеком».

Впрочем, не обязательно далеком. Порой походы по ближайшим окрестностям или неизвестным местам города, района, области не менее увлекательны, чем дальние странствия. Познание своего края в начале ХХ века оформилось в особое направление исследований – краеведение. Краеведение сейчас стало особым направлением науки, социальной и культурной жизни регионов. Оно имеет огромное социальное и культурное значение, выполняет особую роль в образовании. Ведь от познания ближнего круга своей жизнедеятельности адекватно начинать познание мира в целом. Зная свой край, его природу, культуру, историю, мы лучше понимаем и чувствуем мир в целом, закономерности развития природы и общества, а также и самих себя, поскольку наша жизнь неразрывно связана с конкретикой реалий бытия, с фактором места, в котором мы родились и развиваемся.

В последние годы активно разворачивается научный туризм. Это знакомство с научными и образовательными центрами, коллективами, учеными, выполнение различных модельных исследований, лекции и общение. Научный туризм может реализовываться еще как минимум в трех формах.

Первая – ознакомительный туризм (знакомство с природными и/или культурными объектами в образовательных целях). Он даже может быть включен в образовательную программу тех или иных учебных заведений, когда учебный материал познается в непосредственном соприкосновении с ним. Например, в школе №1553 имени В.И.Вернадского изучение истоков античной культуры проходит в поездках в Херсонес Таврический в Крым, на места раскопок фракийских городищ и капищ. При этом в таких поездках изучаются и природа, и археологические объекты, читается и обсуждается мифологическая, документальная и художественная литература изучаемого периода. То есть происходит комплексное познание географического пространства и культуры в контексте изучения определенной исторической эпохи. В непосредственном соприкосновении с местностью изучаются материалы по литературе, истории, географии, а зачастую физике и химии.

Вторая форма – вспомогательное участие. Под этим видом научного туризма обычно понимается включение в научную работу в качестве вспомогательного персонала. Это может быть участие в реставрационных работах, работах в заповедниках по сохранению редких животных или участие в полевых научных исследованиях, археологических раскопках. Это очень важный и интересный вид научного туризма. Здесь участник не просто познает что-то новое, получает возможность общаться с учеными, но и участвует в реализации социально или научно значимых проектов.

Третья – экспедиции (от лат. expeditio – «приведение в порядок, поход»). В нашей образовательной практике экспедиция стала центральным, смыслообразующим и организационно формирующим звеном исследовательской деятельности школьников.

Мы стараемся ездить в наиболее интересные уголки нашей страны. Хотя многие исследовательские задачи могут прекрасно реализовываться в лаборатории или хотя бы в Подмосковье, эмоциональный компонент уникальности региона для учащихся и педагогов является значимым. Новый регион, новые ощущения, новые знания – это не только расширение кругозора и осведомленности о мире, это увеличение внутреннего богатства участников экспедиции.

Экскурсионные поездки, проводимые по созерцательному принципу – пассивного усвоения знаний, – менее результативны для расширения мировоззрения и развития исследовательской позиции. Мы не отрицаем определенной пользы экскурсионных поездок. Более того, они нами используются довольно часто. Но у экскурсионных поездок несколько иные задачи, отличные от экспедиционных. В экспедиции должны быть поставлены, осознаны и реализованы конкретные исследовательские задачи в условиях конкретного региона. То есть экспедиция – это определенная модель организации исследовательской деятельности (хотя и не единственная, но наиболее эффективная).

В любой экспедиции, будь она комплексной или узкотематической, реализация исследовательских программ происходит по направлениям учебно-исследовательских специализаций. Принципиально, чтобы ученик сам выбирал из предлагаемого ему перечня специализаций, где ему заниматься и с кем ехать в экспедицию.

Помимо реализации исследовательской программы участники экспедиции стараются участвовать в повседневной хозяйственной деятельности жителей деревень – помогают на сенокосе, ходят на рыбалку, доят коров, выпасают скот. В результате постепенно события деревенской жизни, рассказы, истории становятся близки ребятам.

Важно, что для участников экспедиции общение со старшим поколением – душевная потребность. Для городских подростков подлинным открытием становится красота традиционного быта, его разумность, жизненность и доброта. Если до этого предметы народного быта, находящиеся в музее, их мало интересовали, то здесь, где эти вещи живут своей настоящей жизнью, наши ученики внимательно рассматривали всевозможные прялки, самовары, старые костюмы, семейные фотографии. За те дни, что ребята проводят в экспедиции, они кроме собранного материала обретают новое понимание многих вопросов, неизвестное доселе знание жизни. Исследуя, они познают не только мир как таковой, других людей и их мир, но и себя самих в этом мире.

После экспедиции в течение учебного года происходит обработка собранных материалов, их систематизация, анализ. Четко сформулировав свои темы исследовательских работ, школьники изучают литературу по выбранной проблематике. Читая ее, они уже соотносят свой материал с тем, о котором написано в книгах, а не принимают все на веру (что в книге написано, мол, то и правильно). Идет сложная работа над категориальным и понятийным аппаратом. Прививается общая методология исследовательской работы. Вырабатывается навык логического построения системы доказательств.

Завершающий этап годового цикла работы в рамках учебно-исследовательской деятельности – защита исследовательских работ, лучшие из которых представляются на различные конференции, подаются на конкурсы, а также публикуются в научных журналах и сборниках. Защита собственного исследования не менее важная часть учебно-исследовательской деятельности школьников.

Экспедициями «меряют» свою жизнь ученые, педагоги и ученики школы №1553 имени В.И.Вер­над­ско­го. Здесь это стало центральным звеном образовательного процесса. Путешествуя по стране, мы не просто открываем что-то новое для себя. Мы пытаемся вникнуть в суть вещей, познавая тем самым не только окружающую новую для нас действительность, но и самих себя, развивая свои возможности познания и диалога с миром и другими людьми.

Алексей ОБУХОВ, руководитель специализации «Социокультурная психология и антропология» школы №1553 имени В.И.Вернадского, кандидат психологических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте