Задание Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей» в этом году сформулировано несколько иначе, чем в предыдущие. Во-первых, для обязательного задания учитель не может взять любую тему урока, а выбирает из тех, которые предложены экспертами. Во-вторых, сценарий урока должен быть создан в соответствии с одним из действующих федеральных государственных образовательных стандартов.
Кроме того, учитель может заработать дополнительные баллы, представив произвольное задание (сценарий или материалы к уроку, материалы по внеурочной деятельности, творческое эссе «Мои открытия на уроках»). На мой взгляд, это делает участие в конкурсе более сложным. Тем не менее находятся смельчаки, готовые представить свои разработки на суд строгих экспертов. В этом году пятеро отважных учителей математики приняли участие в конкурсе «Сто друзей». Это уже становится традицией – небольшое число участников предметной области «Математика» окупается качеством присланных работ. Таким образом, конкурс выполняет свое предназначение, становясь площадкой для обмена интересными идеями, оригинальными дидактическими материалами, проектами, исследованиями.Работы на конкурс присланы из разных уголков России: от Калининградской области и Республики Карелия до Амурской области. И классы выбраны самые разные: от пятого до одиннадцатого. И только одно объединяет все присланные работы – серьезное и вдумчивое отношение авторов к созданию сценария урока, желание сделать урок интересным и полезным для детей. Все конкурсные работы отличает соответствие темы и содержания урока. Почти все авторы демонстрируют знание психологических особенностей возраста детей, для которых предназначен конкурсный материал, и учитывают эти особенности в своих разработках. Цели и задачи прописаны четко, в полном соответствии с требованиями стандарта, они реалистичны, согласованы с тематикой и структурой урока.Многие присланные материалы сопровождаются электронными презентациями, что, несомненно, делает урок или внеклассное мероприятие более запоминающимся и повышает интерес учащихся к теме занятия. Но качество электронных презентаций не всегда на высоте. Хотелось бы, чтобы авторы не перегружали слайды ненужными картинками, отвлекающими учащихся от темы, следили за грамотностью и читабельностью текстов и сочетанием цветов при создании слайда. Качеством презентационного материала отличается работа учителя математики средней школы №42 с углубленным изучением английского языка и математики города Петрозаводска Республики Карелия Татьяны Геннадьевны Рулевой. Ее презентация к уроку «Решаем задачи на смеси, сплавы и растворы» хотя и несколько перегружена текстом, но направлена на то, чтобы помочь учащимся освоить различные способы решения таких задач.Деятельностный подход характерен для большинства присланных работ, но иногда при чтении сценариев возникает сомнение, как все запланированное можно успеть за 45 минут. А вот сценарий урока «Решение задач на нахождение площади плоских фигур с помощью определенного интеграла», который прислала учитель математики шайковской средней школы №2 Кировского района Калужской области Вероника Владимировна Буда, отличается реалистичностью и взвешенным подходом к насыщению урока теоретическим и практическим содержанием. Очень понравилась логика построения этого урока. Все этапы продуманы. Объем и сложность предложенных заданий оптимальны. При достижении предметных результатов урока учителя-конкурсанты не забывают и про его воспитательный потенциал. Особенно показателен в этом отношении урок «Решение задач с процентами» математика гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области Надежды Степановны Чаузовой. По ходу урока учитель не только отрабатывает умение учащихся решать задачи на процентные отношения, но также знакомит их с биографией Томаса Эдисона, проводит профориентационную работу, предлагая задачи практического содержания.Интересны и произвольные задания, присланные на конкурс. Например, учитель математики и информатики средней школы города Пионерский Калининградской области Ольга Алексеевна Багрова предлагает сценарий игры для 6-х классов «ЗИ-и-МА» («Занимательная информатика и математика»). Подбор системы нестандартных заданий для этого внеклассного мероприятия ориентирован на развитие математического мышления, логики, интереса к предметам «Математика» и «Информатика». Эта разработка может служить основой для проведения подобной игры в любой школе. А упомянутая выше Надежда Чаузова прислала разработку системы занятий в профильном математическом отряде пришкольного летнего лагеря. Учителем подобраны очень интересные задания для развития абстрактного и логического мышления, коммуникативных компетенций школьников. Идея профильного летнего лагеря очень актуальна. Думаю, многие учителя с удовольствием воспользуются разработкой для применения в школьном оздоровительном лагере.Особенно много в работах конкурсантов могут почерпнуть для себя молодые, начинающие педагоги. Поэтому тот труд, который вложили авторы в разработку своих материалов, конечно, не напрасен.Мне хотелось бы поблагодарить всех участников конкурса за креативность, нестандартность форм и методов, используемых ими на уроках, активность, преданность профессии. Желаю всем им успехов не только в этом конкурсе, но и во всей педагогической деятельности. Прим. ред. Материалы математика из Кировской области Надежды Чаузовой, одного из победителей XVII конкурса «Сто друзей», опубликованы на страницах 12-14 данного выпуска «Методической кухни».Наталья БРЫКИНА, директор средней школы №8 города Отрадный Самарской области, почетный работник общего образования РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001», лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2001 год
Комментарии