search
main
0

За кадром: как рождаются сюжеты

Даже эпизодическая роль может запасть в душу, если ее сыграть хорошо

30 марта 2022 года в Школе в Некрасовке состоялась первая большая кинопремьера. В свет вышел не один фильм и не два, а целый кинопроект! «Мир гаджетов» – так назвали ребята свое первое детище. Проект снимали около двух месяцев, еще две недели занял монтаж, в съемках были задействованы около 70 человек. Для ребят это ценный опыт и возможность попробовать себя в чем-то новом. О творческом и учебном процессах, а также о том, что осталось за кадром, хочется рассказать более подробно.

Не путаем имена актеров и блогеров!

В 2018 году в системе дополнительного образования я впервые реализовала программу своего авторского кружка «Сам себе режиссер». Ребята могли попробовать себя в роли киноактеров, узнать о профессиях «режиссер», «сценарист», «журналист» и активно совмещать занятия актерским мастерством с первыми пробами пера в журналистике. Кружок пользовался огромной популярностью!

Раз в полгода мы приглашали школьников на кинопремьеры в актовый зал, где на большом экране демонстрировали наши фильмы. Все киносюжеты придумывали мы сами. Сначала это были мои идеи, а потом авторами фильмов стали ребята. Какое это было счастье, когда на конечных титрах все зрители начинали аплодировать юным актерам, которых мы торжественно пригласили на сцену после первого показа нашего школьного кино!

В 2019 году короткометражный фильм «История Л» на конкурсе «Московский экран» фестиваля экранного творчества «Московский кораблик мечты» стал претендентом на Гран-при, ребята, исполнявшие роли главных героев фильма, получили уникальную возможность поехать на киносмену во Всероссийский детский центр «Орленок» на Черном море.

На занятиях мы не скучали. Однажды, когда мы проходили тему знакомства с кинематографом, я спросила у ребят, каких актеров российского кино они знают. Каково было мое удивление, когда ребята после долгого молчания назвали мне имена… блогеров. «Нет уж, так нельзя!» – решила я. И добавила в программу наших занятий доклады про замечательных советских актеров Андрея Миронова, Юрия Никулина, Анатолия Папанова и многих других. Мы с интересом смотрели юмористический киножурнал «Ералаш» и смеялись вместе над смешными приключениями Петрова и Васечкина.

Очень кстати пришелся городской проект «Московское кино в школе». На многие фильмы мы приходили всем коллективом. Вспоминаются такие фильмы, как «Иван Грозный», «Броненосец «Потемкин», «Дикая собака динго», «Судьба человека», «Александр Невский», «Повесть о настоящем человеке», «Алые паруса» и др.

 

Главные роли и роли второго плана

Непросто в работе кружка организовать съемочный процесс. У ребят много уроков, других кружков, а съемки фильма – дело кропотливое. Это только кажется, что сниматься легко и весело. Порой какие-то фрагменты и киносцены даются начинающим артистам далеко не с первого и даже не со второго дубля. Ребята начинают нервничать, и тут уже режиссеру приходится работать психологом, чтобы настроить героя на правильную киноволну. Но даже не это самый сложный момент в моей работе.

Очень трудно объявлять ребятам с горящими глазами, что главную роль получат не все, что некоторым в фильме достанется второстепенная роль, а кто-то и вовсе сыграет только в эпизоде. Начинаются обиды. Без этого никак. Но я с самого начала наших занятий говорю, что даже второстепенная и эпизодическая роль может запомниться зрителю намного больше, если актер сыграет ее хорошо. Так, например, в фильме «От добра добра не ищут» мальчик Захар, поедающий батон с кефиром, запомнился зрителям больше, чем все киногерои вместе взятые. И у него после премьеры даже просили автограф. А вскоре он дождался и своей главной роли в фильме, который сам же и придумал. Вот такие метаморфозы второстепенных персонажей в наших съемках!

 

Актер = журналист

По своему образованию я филолог-журналист. В 2000‑х на экраны уральского телевидения четыре года выходила еженедельная детская телепрограмма «Континент», автором и главным редактором которой я являлась. Хронометраж еженедельной программы был около 20-30 минут. Ведущие и корреспонденты детской программы были в городе настоящими медийными персонами, хотя им было всего 13-16 лет. Именно в то время мы побывали на первом ежегодном фестивале детского телевидения «Включайся!» в Ханты-Мансийске. В 2022 году уже прошел семнадцатый фестиваль, в успешном запуске которого когда-то мы принимали участие вместе с Николаем Фоменко, Тимуром Бахметьевым и Светланой Сорокиной.

Многие из моих юных корреспондентов 2000‑х стали журналистами, SMM-менеджерами. Они вспоминают «Континент» с большой любовью. Именно тот успешный и радостный период в моей жизни стал ступенькой, чтобы спустя годы я пришла работать в московскую школу: сначала педагогом дополнительного образования, а затем медиапедагогом в профильном медиа­классе Школы в Некрасовке. Я четко понимала, что смогу на­учить ребят любить мир медиа так же, как люблю его я, и совместными силами снять не одну телепрограмму и не один фильм. Вместе с учениками медиакласса мы и реализовали кинопроект «Мир гаджетов» в 2022 году. Он стал первым для медийщиков, но далеко не последним!

Почему я так уверена, что журналист и актер смежные профессии? Я четко вижу границы, но ведь кинопрофессия помогает журналисту научиться работать перед камерой и отточить свое ораторское мастерство. К тому же никто не мешает совмещать съемки в кино и написание статей, ведение соцсетей и подготовку серьезных медиапроектов. Уже год мы активно выпускаем специальные телерепортажи и ежемесячную школьную газету «NEWвости медиа».

 

Учимся медиаграмотности с начальной школы

Медиаграмотности учатся не только в рамках проекта «Медиа­класс в московской школе». Активно вводится обучение медиа при предпрофильном обучении в рамках «Медиавертикали» (это 7‑е классы). Но я считаю, что в рамках дополнительного образования это нужно делать уже в начальной школе. Пусть ребята узнают на кружках «Сам себе режиссер» и «Школа журналистики» (именно они активно реализуются в Школе в Некрасовке) основы журналистики, ознакомятся с медиатекстами, научатся придумывать заголовки, попробуют брать интервью и т. д. Процесс увлекательный и полезный. Коммуникации в современном обществе – самое основное, чем живут люди сегодня, и просто необходимо научиться правильно видеть информацию и уметь работать с ней, отличая правду от фейков.

В Школе в Некрасовке уже в начальной школе можно прийти на кружок «Сам себе режиссер», в средней школе перейти в кружок «Школа журналистики» и примкнуть к школьному медиацентру, а чуть позже в рамках профиля или предпрофиля выбрать «Медиавертикаль» или медиакласс. Тут уже точно некогда будет скучать, потому что школьные журналисты задействованы в мероприятиях и всегда в курсе учебного и воспитательного процессов. А кто-то совмещает работу в медиа, РДШ или в таком значительном направлении, как волонтерское движение. Это яркие, амбициозные, медийные ребята – победители конкурсов, олимпиад, лидеры своих классов!

 

Только вперед!

В 2022 году наш фильм «В игре» стал лауреатом конкурса видеотворчества «Видеовзгляд». После активного съемочного процесса у ребят появилась куча идей, они планируют новые съемки. Мы продолжим развиваться, в том числе активно привлекая в съемочный и творческий процессы профильные и предпрофильные классы, а также систему дополнительного образования. Кроме того, есть идея снять фильм вместе с нашими спортсменами из школьных секций и пригласить сотрудничать с нами театральный кружок. Да и педагоги нам нужны! Здорово, если они тоже сыграют роли учителей в наших фильмах. Активные родители нам также не помешают! Так что киносъемки станут событием не только в школьной жизни, но и в городской!

Ирина ЗАХАРОВА, педагог-организатор Школы в Некрасовке

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте