search
main
0

За кадром. Цель – работа по специальности

Свердловская область с ее мощным промышленным потенциалом (180 тысяч предприятий, включая малый бизнес) находится на гребне проблемы: нужны рабочие кадры. Заводы «плачут» не просто по рабочим, а по квалифицированным, способным осваивать сложное оборудование. Какое-то время проблема казалась трудноразрешимой: маловероятно, чтобы все новые станки появлялись одновременно на заводе и в образовательном учреждении. Однако за последние годы дело сдвинулось: с системой образования сотрудничают около 4 тысяч предприятий, в основном крупных.

Позиция просящего для училищ и колледжей сегодня не актуальна. О спонсорстве не говорят. Это еще вопрос, кто кому помогает: предприятия, когда берут ребят на практику, или образовательные учреждения, которые поставляют им столь необходимых профессионалов. Сегодня речь идет о социальном партнерстве.

Социальные партнеры

…Продукция Уральского оптико-механического завода очень важна для региона. Например, прежде больницы покупали боксы для вынашивания новорожденных в основном импортные, по высоким ценам. Теперь их выпуск налаживает местное предприятие. Закуплено высокотехнологичное оборудование. Кто будет на нем работать? УОМЗ вообще испытывает сложности со специалистами: оптиков раньше не готовило ни одно учебное заведение Урала. До тех пор, пока не началось сотрудничество с Екатеринбургским политехникумом, где по заявке предприятия появилась специальность «оптик-механик».

Учащиеся третьего курса выходят на практику в заводские цеха, на рабочие места. Им предоставляется пакет социальных услуг, как полноценным сотрудникам. У каждого есть наставник. Ребята, уже имея общие знания о приборах и аппаратах, понимая их технологические принципы, приобретают конкретные профессиональные умения. Часть учеников потом придет работать сюда же.

Заместитель директора политехникума по науке Ирина Александровна Сапожникова считает, что предприятия можно разделить на две группы. Некоторые заводы жалеют средства на обучение, в итоге они не всегда получают подходящих специалистов. Те же, что думают о будущем, заботятся о притоке молодых сил и участвуют в их подготовке. Среди давних и верных социальных партнеров политехникума – объединение Уральский шинный завод, завод резинотехнических изделий, предприятие Уралэластотехника.

Этапы взаимности

Формы сотрудничества предприятий и учреждений начального и среднего профобразования самые разные. Отношения начинаются, как и положено, со знакомства: предприятия определяют свои потребности, а образовательные учреждения – свои возможности. В конце каждого августа в политехникуме проходит зачисление новых студентов. На торжестве присутствуют представители дружественных заводов.

Следующий этап взаимоотношений – совместные планы, участие в разработке учебных программ. Проводится анализ деятельности: сравнение общей компетенции и специальной. По программам производственного обучения составляется функциональная карта. Из нее видно, какие умения должны быть сформированы по каждой конкретной теме. Затем – определение модульных программ. «Основа – федеральный стандарт, а уж «сверху», дополнительно, накладываем на него умения, которые необходимы на конкретном предприятии, для конкретной специальности», – объясняет Ирина Сапожникова. После каждого учебного блока идет экзамен на компетенцию.

Наконец, «свидание»: ребята приходят на производственную практику. Предприятия предоставляют учебные площадки, сырье, материалы, оборудование, наставников. Стажировку на заводах проходят и мастера производственного обучения политехникума. Теория и практика по количеству часов находятся в равновесии.

Решающий этап: участие представителей заводов в итоговой аттестации. Оно означает, что взаимоотношения с некоторыми выпускниками готовы перерасти в более серьезные и долговременные. Наиболее подходящих или просто понравившихся выпускников предприятия приглашают на работу. А уж лучшие имеют возможность выбирать. Например, Сашу Берсенева, который заканчивает в этом году обучение по специальности «слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» и имеет по профильным предметам только пятерки, с удовольствием примут на шинном заводе.

Два или три – в одном

Однажды в Екатеринбургский политехникум пришел выпускник другого учебного заведения. Он получил профессию автомеханика, хорошо освоил теорию, но не имел никакого рабочего разряда, в итоге не мог устроиться на работу. Здесь ему помогли получить рабочий разряд.

В политехникуме выбран путь совмещения нескольких квалификаций. Большинство выпускников имеют по два, а то и по три диплома. Автомеханики получают квалификацию сварщика, всегда пригодится. Могут работать и водителями: в обязательном порядке сдают на права, причем на бесплатной основе. Операторы ЭВМ получают знания по бухгалтерскому делу, а бухгалтеры осваивают работу на компьютере: никакой бухгалтер сегодня не может обойтись без умения разбираться в современных компьютерных программах. Став двойным или тройным специалистом, выпускник политехникума получает конкурентное преимущество при устройстве на работу.

Как известно, одна из серьезнейших проблем образования сегодня – разрыв между профессией учебной и рабочей. Готовится специалист одного профиля, на его обучение тратятся время, силы и средства, а он не использует полученные знания. В Екатеринбургском политехникуме в последние годы серьезно изменилась система занятости выпускников. Мастера производственного обучения к началу учебного года собирают сведения, куда пошли работать их бывшие ученики.

Если в 2002 году трудоустройство по профессии составило 50 процентов (это соответствует средним российским показателям), то в 2005 году эта цифра увеличилась на 15 процентов. Выросла и другая группа – поступление в вузы. (А вот удельный вес графы «служба в армии» – уменьшился.) Политехникум, который изначально занимался только начальным профессиональным образованием, создал мощную средне-специальную настройку. Его широкопрофильность включает не только разные специальности, но и разные уровни образования.

Возможно, скоро появится еще одно направление – менеджерское. Дело в том, что все чаще выпускники не ищут свободные рабочие места, а создают их сами, себе и другим. Например, Дмитрий Воронов, окончив политехникум, открыл свой автосервис и теперь берет студентов на практику…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте