Нужен ли крестовый поход детей?
В одном из номеров “Учительская газета” писала об ультиматуме, который предьявили ученики Дарасунской средней школы Читинской области администрации района: или выплачивают зарплату учителям и детские пособия родителям, или они обьявляют голодовку. Деньги были выделены. Дети победили. Этот случай – не единственный. Все чаще школьники начинают выступать в поддержку своих учителей. И судя по всему, их участие в акциях протеста может привести к положительным результатам. Но, помимо материальной стороны дела, есть и другая – морально-этическая. Вокруг нее-то, как правило, и ведутся споры.
Многие школьники посчитали несправедливым выбор профсоюзами даты проведения Всероссийской акции протеста 27 марта. Она выпала на каникулы, что заведомо исключило для ребят возможность участвовать в ней.
Редакция российского еженедельника для подростков “Юношеская газета” решила исправить положение дел и предложила всем мальчишкам и девчонкам, кому не нравится, что их родители и учителя не получают зарплату, поддержать взрослых доступным способом.
“Для этого надо вырвать из собственного дневника чистую страницу и написать “Правительству – два (неуд)”, вложить листок в конверт и прислать в нашу редакцию по адресу: 103012, Москва, Новая пл., д.6, к.21, “Юношеской газете”. Мы обязательно отнесем все ваши двойки министрам.
Мы ставим этому правительству ДВА.
“Два” – не только за учителей, но и за своих родителей: врачей, шахтеров, ученых. У них силы кончились.
Мы не хотим, чтобы наши учителя бастовали. Но сейчас это необходимо. Если учителя на уроках будут падать в обморок от голода – завтра наших детей учить будет некому.
Давайте научим наше правительство управлять страной! Пишите, что не устраивает вас в жизни, чем не нравится работа министров, предлагайте свои варианты, как улучшить положение.
Редакция “Юношеской газеты”
Вместо комментария
Некоторое время назад в Кузбассе состоялась не совсем обычная политическая акция. Во время приезда в Кузбасс группы руководителей российской угольной промышленности учительница местной школы вывела на демонстрацию… детей. Шестиклассники несли плакаты: “Долой правительство”, “Долой президента”. Поводом для акции послужило решение закрыть здешнюю шахту, убыточную и находящуюся в аварийном состоянии. Однако на этой шахте работали многие жители городка. Правильно ли поступила учительница, привлекая к акции протеста детей? С этим вопросом мы обратились к писателю Леониду жуховицко╝у.
– У ситуации есть две стороны: конкретная и, так сказать, принципиальная.
Начнем с конкретной. Предположим, “крестовый поход детей” сработает и шахту не закроют. Что будет дальше? Бюджетные деньги, предназначенные на оплату учительского труда, уйдут на продление агонии шахты, убытки от которой будут с каждым месяцем только расти. Рано или поздно случится трагедия – и ее жертвами, не исключено, станут отцы тех самых шестиклассников. Кому от этого будет польза?
Если же говорить о принципе, я считаю, что учительница в данном случае грубо нарушила свой профессиональный долг. Политика – дело серьезное и очень ответственное, не случайно гражданские права даются людям лишь при достижении определенного возраста. Когда один из супругов пытается одержать верх в семейных дрязгах с помощью ребенка, мы справедливо считаем такой поступок подлым. Так стоит ли втягивать детей в наши политические распри, в которых и взрослым-то разобраться трудно?
Конечно, политика – это часть жизни. И школа обязана готовить детей к будущей сложной реальности. Но в политике есть и вечное, и сугубо временное, даже сиюминутное. В детях нужно воспитывать уважение к закону и к избранной народом власти. Без такого уважения ни одно государство не будет прочным.
Если мы хотим, чтобы наши дети жили в благополучной стране, мы должны воспитывать их не митинговыми болтунами, а полноценными гражданами, способными защищать свои права.
Забастовки и другие акции протеста бывают во всем мире, это явление нормальное и в демократическом обществе неизбежное. Но в развитых странах граждане знают, что это сильнодействующее средство, а сильнодействующие лекарства не зря прячут от детей. У нас же акции протеста в последние годы стали модой. Многочисленные политиканы легко извлекают из них личную выгоду – так что в провокаторах, к сожалению, недостатка нет. Детям же подобные акции на пользу, как правило, не идут, вызывая иллюзии, что хорошей жизни можно добиться не трудом, а скандалом. Легко представить, какие мужья и жены, начальники и подчиненные вырастают из такого рода юных политиков.
программы
Фонд Сороса – гуманитариям
Всероссийские олимпиады гуманитарного цикла (русский язык, литература и правовое образование) – одна из самых молодых программ Фонда Сороса. На пресс-конференции, собранной по поводу ее грядущего финала, с журналистами встретились сотрудники Института Открытое Общество, заместитель министра общего и профессионального образования Александр Асмолов и другие представители министерства.
По мнению Александра Асмолова, проведение таких олимпиад для школьников необычайно полезно для российского гуманитарного образования. Ведь раньше все школьные олимпиады оценивали знания ребят только в области точных наук – физики, математики, химии и т.д.
По существующей договоренности с министерством победители получают преимущественное право продолжить свое образование на филологическом или юридическом факультетах любого вуза России.
Другой положительный аспект – большие возможности для талантливых ребят из провинции. В прошлом году в олимпиаде приняли участие 242 школьника из 60 регионов России. География была достаточно широкой – от Архангельска до Дальнего Востока и от Элисты до Мурманска. Именно “провинциалы” оказываются, как правило, в числе победителей. Впрочем, не подкачал в этот раз и Санкт-Петербург, чего не скажешь о московских школьниках.
Задания олимпиады разрабатывают только российские специалисты под чутким руководством сотрудников Министерства образования. При этом принципиально важный момент – не только сложность поставленных задач (за некоторые из них не грешно было бы взяться и студенту), но и создание атмосферы творчества и интеллектуального праздника для каждого участника.
В этом году всероссийский финал олимпиады пройдет в трех городах. Финал олимпиады по литературе состоится в Нижнем Новгороде с 7 по 13 апреля, по русскому языку – с 20 по 26 апреля в Орле, по праву – с 20 по 26 апреля в Самаре.
Лариса ЧАЛУСОВА
фотофакт
Тему книги отменить нельзя
Скоро, очень скоро у нас появится Книга. Может быть, она окажется самой нужной и самой правдивой за все последнее время. Напишут ее дети. О чем она будет, можно судить по названию – “Детский голос беды и войны”. Даже название ее звучит как-то тревожно, словно колокольный звон во время эпидемии или внезапного нападения врагов…
В написании этой книги принимают участие ребята из московского интерната N40, русской школы г.Гагры и Центрального института травматологии. Все они пережили какую-то трагедию, а многие были свидетелями настоящей войны. Юные писатели “создают” сочинения на разные темы: “Мой самый добрый человек”, “Мой самый горький день”, “Те, кого я помню и люблю”… Самые удачные и выразительные работы и составят книгу, которая выйдет в конце 1997 года. Но это будет только первая ее часть, а вторая планируется в 2001 году. Ее напишут те же авторы, только они станут взрослее на четыре года.
Одна из глав будет посвящена “Знаменитым, умным, добрым”. В ней пойдет рассказ о встречах ребят с такими выдающимися личностями, как Дмитрий Шпаро, Святослав Федоров, Ролан Быков, Олег Газманов, Леонид Якубович, Дмитрий Харатьян и даже Юрий Лужков.
Всем, с кем встречаются ребята, они дарят большую деревянную медаль.
Обычно оценки за детские сочинения ставятся взрослыми, а что, если эти сочинения превратятся в оценки самим взрослым?
Мария КОЗЛОВА
благотворительность
Надежды маленький оркестрик
В марте месяце в Москве состоялась серия благотворительных концертов, организованных Российским национальным оркестром. В зале Третьяковской галереи прошел концерт для одаренных детей из художественных и музыкальных школ. Солисты оркестра выступили в 1013-м детском саду для слабовидящих детей. В Рахманиновском зале Московской консерватории был дан концерт для семей погибших в результате чернобыльской аварии. Спонсором этого проекта выступает американская нефтяная компания “Шеврон Нефтегаз Инк.”, которая в течение четырех лет оказывает поддержку Российскому национальному оркестру, а также музеям Кремля, детским больницам и приютам, участвует в Федеральной программе “Дети России”, выступает спонсором различных детско-юношеских спортивных программ, а также мероприятий, посвященных 850-летию Москвы.
Елизавета ЕНОКЯН
6 апреля в Москве состоится II Всероссийский конкурс “Экзерсис” профессионального мастерства учащихся и педагогов учреждений профессионального образования России “Динамика будней”.
Адрес: 140080, Московская обл., пос.Красково, ул. 2-я Заводская, 12, председателю оргкомитета Вере Александровне Туговой.
Тел.: (095) 557-08-09, 558-01-77
С 7 по 19 апреля в Москве пройдет курс “Новое в профилактике, диагностике, лечении туберкулеза у детей и подростков”.
Контактный телефон (095) 923-18-19
С 9 по 12 апреля в Иркутске состоится специализированная выставка-ярмарка “Наука, образование, новые технологии: энергетика и энергоснабжение”.
Контактные телефоны: (3952) 33-34-52, 34-36-41
Факс (3952) 33-67-27
С 16 по 20 апреля в Подмосковье пройдет II тур конкурса “Авторская школа”.
Контактный телефон (095) 701-44-58
С 17 по 18 апреля в Москве состоится Международная конференция “Медиаобразование – в XXI век”.
Контактный телефон (095) 261-29-45
С 17 по 20 апреля в Москве состоится V Международная выставка “Образование и карьера”.
Контактный телефон (095) 237-72-26
С 21 по 25 апреля в Москве пройдет IV Российская научная конференция молодежи и школьников “Шаг в будущее” (с международным участием).
Возраст участников от 14 до 20 лет. Основные направления: “Математика, физика, механика, химия”, “Технологии, информатика, электроника, космонавтика, машиностроение, транспорт, системы вооружений, робототехника, биомеханика”, “Экономика, инженерный бизнес и менеджмент”, “Экология, биология, почвоведение”, “Социологические и психологические науки”.
Контактный телефон (095) 263-62-82
Факс (095) 267-55-52
E-mail: apfn@glas.apc.org
Подготовила Лора ЗУЕВА
Еженедельные приложения к “УГ”
На эти издания вы всегда можете подписаться и═приобрести их в═редакции
Как организовать правовую игру.
Труд – отец удовольствий.
“Эго” с большой буквы.
Как помочь каждому раскрыться.
Право быть непохожим друг на друга. Красноярская ассоциация неправительственных организаций.
От власти одного к власти большинства.
Мы, народ… 12-й урок по истории создания американской конституции.
Индекс 32515
Фото Александра ВОРОБЬЕВА
Комментарии