Предмет: основы православной культуры. Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли Русской православной церкви и православной религии в годы Великой Отечественной войны.
Задачи урокаПредметные:- ознакомить учащихся с направлениями деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны;- способствовать формированию у учащихся представлений о событиях периода Великой Отечественной войны;- познакомить учащихся с представителями духовенства, проявившими в годы войны патриотические качества не только в рамках пастырского служения, но и как защитники Отечества;- углубить знания учащихся об особенностях национальных качеств русского народа, о роли духовного единства в истории России.МетапредметныеПознавательные УУД:- развитие умения работать с различными видами информации: таблицами, текстовой информацией, иллюстрациями, видеоматериалами;- развитие логических приемов мышления, умение осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.Регулятивные УУД:- развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять свою деятельность в соответствии с предложенным планом; – развитие умения делать что-либо в соответствии с образцом, а также проявлять творческие способности при выполнении продуктивных заданий;- развитие умения оценивать свою деятельность. Коммуникативные УУД:- совершенствование умения работать в группе, умение коллективно обсуждать проблему;- развитие умения выступать публично, логически грамотно формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения в соответствии с правилами ведения дискуссии;- способствовать развитию умения слушать собеседника, проявлять уважение к позиции выступающего, даже если его точка зрения не совпадает с точкой зрения одноклассника.Личностные УУД:- способствовать формированию у учащихся эмоционального переживания, уважительного отношения к событиям Великой Отечественной войны;- способствовать углублению понимания причастности к прошлому России, способствовать национальному самоопределению учащихся;- активизировать учащихся к участию в социально значимой деятельности, внимательному отношению к ветеранам и людям преклонного возраста.Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, нетбуки, раздаточные материалы для групповой работы, презентация. Клей, ножницы, фломастеры, бланки поздравительных открыток.Ход урокаI. Оргмомент. Мотивация учащихсяУчитель: Весна – это время пробуждения природы, обновление всего живого. Весна – это особое время и для православного человека. Как вы думаете, почему?Предполагаемые ответы учащихся: Весна – время Великого поста у православных христиан.Учитель: Что значит соблюдать пост?Ответы учащихся.Учитель: Что необходимо делать человеку, чтобы очиститься, поработать над своей душой?Ответы учащихся.Учитель: Давайте и мы на уроке усердно поработаем, чтобы сделать свою душу чище.II. Введение в проблему урокаУчитель: День Победы – один из самых радостных и в то же время трагичных праздников для россиян. Мы вспоминаем о тех страшных событиях, которые пришлось пережить нашему народу. Вспомним, как все начиналось.Просмотр видеоролика «Начало войны».Учитель: Кому мы обязаны этой победой? Ответы учащихся.Демонстрация 1-го слайда презентации.Учитель: С каждым годом остается все меньше и меньше тех, кто завоевал Великую Победу. Они уже немолоды и поэтому, как никогда, нуждаются в нашем внимании. Просматривая фотографии фронтовиков-ветеранов, я обратила внимание вот на эти фотографии.Демонстрация 2-го слайда презентации.Учитель: Как вы думаете, почему?Предполагаемые ответы учащихся: На них мы видим ветеранов – представителей духовенства, монахиню, священнослужителей. Нечасто можно встретить такое сочетание – православный крест и медали. Учитель: О чем они говорят нам?Предполагаемые ответы учащихся: Священнослужители тоже воевали, и воевали очень хорошо, раз у них так много наград.III. Целеполагание, определение темы и проблемы урокаУчитель: Сформулируйте тему нашего урока. Предполагаемые ответы учащихся: Участие священнослужителей в Великой Отечественной войне.Учитель уточняет высказывания учащихся, акцентируя внимание на причастности Русской православной церкви в деле приближения победы.Учитель: Предположите, где могли проявить себя священнослужители в годы войны? Гипотезы фиксируются на доске и в рабочих тетрадях.Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.Предполагаемые ответы учащихся: Найти подтверждения участия священнослужителей в событиях Великой Отечественной войны, определить значение их участия в войне.IV. Открытие нового знания1. Определение источников информации для открытия нового знания.Учитель: Откуда мы можем узнать о тех давних событиях?Ответы учащихся. Если учащиеся затрудняются в определении источника фотографии, учитель моделирует проблемную ситуацию.Учитель: Совсем недавно, когда не было компьютеров и телевизоров, память семьи и страны хранилась в фотографиях. Как вы думаете, чем ценен этот источник?Ответы учащихся. Учитель: Старые фотографии бережно хранили в фотоальбомах. Предлагаю вам создать альбом по нашей теме.2. Организация совместной работы по созданию образца групповой деятельности.Учитель: Вот эта фотография по праву откроет наш альбом (см. фото). Как вы думаете, почему?Предполагаемые ответы учащихся: На этой фотографии запечатлен священнослужитель высокого священнического сана, возможно, он стоял во главе РПЦ в годы войны.Учитель: Чтобы проверить ваши предположения, обратимся с вами к документу.Учащиеся самостоятельно читают текст.Послание пастырям и пасомым Христовой православной церквиВ последние годы мы утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. С Божиею помощью и на сей раз он (народ) развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается. Нужно малодушного ободрить, огорченного утешить, колеблющемуся напомнить о долге и о воле Божией.Патриарший местоблюститель митрополит Московский Сергий (Страгородский)22 июня 1941 годаУченики отвечают на вопросы к тексту.1. К кому обращено послание?2. Какие исторические события упоминает митрополит в обращении? Почему именно эти события?3. К каким действиям призывает митрополит русский народ?4. Найдите в тексте христианскую заповедь, по которой живут православные. Объясните ее смысл.Учитель: Объясните значение выделенного слова. (Отечество – Отец-Бог) В мировой истории эту войну называют Второй мировой, а в нашей стране – Великой Отечественной, Священной войной. Обычно фотографии подписывают. Как бы вы подписали эту фотографию? На основе текста составьте краткий комментарий.Учащиеся формулируют подпись и записывают ее на листе альбома.3. Организация работы над проектом в группе.Учитель: А теперь я предлагаю вам поработать в группах и самостоятельно оформить страницы альбома по направлениям, которые вы назвали.Представители групп выбирают конверт с заданиями.1-я группа – «Материальная помощь».2-я группа – «Партизанское движение».3-я группа – «Молитвенная помощь».4-я группа – «Участие в боевых действиях».Содержание конверта: – лист-памятка группе1. Внимательно изучите фото и текстовые документы.2. Распределите материалы среди членов группы.3. Откройте на рабочем столе компьютера папку «Церковь в годы войны», выберите в ней папку с вашей темой, изучите файлы с изображениями.4. Соотнесите предложенную информацию с фотографиями.5. Выберите несколько фотографий для оформления страницы альбома.6. Сформулируйте краткую подпись к выбранным фотографиям.7. Расположите фотографии и подписи на листе и закрепите их.8. Обсудите текст защиты и определите выступающего.9. Начните свое выступление со слов «Наша страница альбома рассказывает о…», «На странице мы разместили фотографию, потому что она рассказывает о… К ней мы сделали подпись…»;- набор фотографий и документов;- информационная справка (приложения 1-4);- набор фотографий и документов (приложения 5-8).4. Проектная групповая деятельность.5. Представление результатов деятельности групп.Учащиеся представляют классу содержание альбомных страниц по своей тематике, аргументируют выбор фотографий, комментируют подписи к выбранным фотографиям.V. Обобщение результатов овладения новым знаниемУчитель: Обратитесь к проблеме урока. Обобщите результаты вашего поиска и сформулируйте вывод.А эта фотография завершит наш фотоальбом (Парад Победы 1945 года, Москва). Как вы думаете, почему? Предполагаемые ответы учащихся: На этой фотографии запечатлен фрагмент Парада Победы. В одном строю идут военачальники и священнослужители.VI. РефлексияУчитель: Заканчивается урок, но на этом не заканчивается история этого альбома. Многие факты участия представителей духовенства в военных событиях еще неизвестны, поэтому я надеюсь, что вы продолжите исследовательскую работу по этой теме. Демонстрация 3-го слайда презентации.Учитель: Всматриваясь в лица этих ветеранов, хочется обратиться к словам протоиерея Викторина Зарецкого: «Полезным своей Родине можно быть под любой личиной». Чем мы можем помочь ветеранам?Предполагаемые ответы учащихся: Проводить акции, поздравить их с праздником, если рядом живет ветеран, помочь ему по хозяйству…Учитель: В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать письмо ветерану, высказать все, что вы чувствуете, и начните его с обращения «Дорогой ветеран!». Что бы вы написали ему в письме? Ответы учащихся.Прим. ред. Презентация, приложения 1-8, видеоролик «Начало войны» опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/814 Ольга КЛЕСТОВА, учитель истории, обществознания, основ православной культуры средней школы №2 города Людиново Калужской области
Комментарии