С нынешнего года Железнодорожные войска предоставляют юношам, призываемым в Вооруженные Силы на срочную службу, уникальную возможность – одновременно с квалификацией армейского специалиста получить одну из востребованных на рынке труда гражданских профессий и диплом государственного образца.
С 1 июля текущего года войска стальных магистралей начали эксперимент по предоставлению во время военной службы по призыву начального профессионального образования. Для этого обычная учебная воинская часть стала выполнять функции профессионально-технического училища.
В числе участников эксперимента – учебный центр Железнодорожных войск во главе с его начальником генерал-майором Андреем Козловым. Эта кузница специалистов Железнодорожных войск, которая создана в октябре 1918 г. и вскоре отметит свое 88-летие, накопила огромный опыт подготовки специалистов. Отдельный железнодорожный учебный полк, который в 1996 г. получил статус учебного центра Железнодорожных войск, дислоцируется на территории Щелковского района Московской области с 1943 г. Он каждые полгода выпускает более 900 специалистов, которые по распределению попадают служить в линейные части, расположенные в различных уголках страны. Попасть после призыва в учебный центр здесь, говорят воины-железнодорожники, – все равно, что получить выигрышный лотерейный билет. Для многих этот поворот судьбы дает путевку в долгую профессиональную жизнь.
Уже на призывных пунктах офицеры части подбирают юношей с навыками и наклонностями к учебе. Так, непременное условие для радиста – отличный слух, для автомобильного крановщика – водительское удостоверение. В учебном центре Железнодорожных войск второй этап отбора – распределение курсантов по 25 специальностям. Из них для проведения эксперимента выбраны пять профессий – слесаря-электрика по ремонту автомобилей, станочника по деревообработке (станочника-распиловщика), машиниста подъемно-транспортных и строительных машин (машиниста автомобильного крана), токаря-универсала, фрезеровщика-универсала.
Прежде обучение этим пяти специальностям в учебном центре было построено исходя только из специфики Железнодорожных войск. Ныне его характер изменен таким образом, чтобы военнослужащие смогли получить дипломы государственного образца, которые позволят им трудоустраиваться по своим специальностям и после срочной службы в армии.
Есть и еще одна гражданская профессия, которую смогут получить курсанты. Машинистов дорожных и строительных машин (машинистов экскаваторов) начали готовить на базе отдельного железнодорожного учебного батальона, дислоцированного в Нижегородской области.
Как рассказал заместитель начальника учебного центра Железнодорожных войск полковник Виктор Татаринцев, в связи с проведением эксперимента эта воинская часть получила лицензию на право обучения по соответствующим программам начального профессионального образования. Ее выдало Министерство образования Московской области. Это, кстати, заставило руководство подготовить новый устав учебного центра Железнодорожных войск.
Ныне полностью завершена организационно-техническая подготовка к эксперименту. Закончен капитальный ремонт здания лаборатории для испытания оборудования. Подготовлен преподавательский состав. В основном это офицеры. Наряду с ними в учебном центре Железнодорожных войск курсантов обучают и сержанты-инструкторы. А вот гражданских специалистов пока мало. Но выход найден. Из расположенного рядом с учебным центром военного городка будут набирать специалистов из числа офицеров запаса и в отставке, обладающих соответствующей профессиональной квалификацией и служебным опытом. Как пояснил полковник Татаринцев, если командование части сможет заинтересовать их преподавательской деятельностью, тем самым созданные дополнительно рабочие места будут содействовать решению проблемы занятости местного населения.
Кроме того, налажено тесное сотрудничество с Московским государственным университетом путей сообщений, который использует базу воинской части для проведения месячных сборов студентов выпускных курсов факультета военного обучения. По итогам учебы эти студенты получают первичное офицерское звание «лейтенант» и в перспективе смогут стать преподавателями.
Учебный курс занимает пять месяцев, один из них отведен на общевойсковую подготовку, остальные – на освоение специальностей. Занятия проходят каждый день по шесть часов, а после обеда отводится два часа на самоподготовку. Сроки учебы курсантов сохранятся и при проведении эксперимента.
Перед тем как приступить к закреплению навыков на практике, каждый обучаемый должен четко уяснить правила техники безопасности. Только затем каждая учебная тема, а их более 20, отрабатывается на технике. Будущие машинисты автомобильных кранов стажируются на полигоне под наблюдением инструкторов и командиров роты или взвода по 2 – 3 человека. Им приходится отрабатывать норматив с реальными грузами.
Фрезеровщики и токари отрабатывают нормативы и приемы ремонта техники в полевых условиях в учебных цехах либо в передвижных ремонтных мастерских, смонтированных на автомобилях ЗИЛ и «Урал». Стажировку в мастерских, как правило, проходят одновременно по 4 курсанта – три токаря и один фрезеровщик.
В учебном центре, как и во многих других образовательных учреждениях, действует ежемесячная зачетная система, ведется тщательный учет оценок курсантов по каждому предмету обучения. На выпускные экзамены приезжает представительная комиссия, формируемая из высококвалифицированных специалистов различных управлений, служб и отделов командования Железнодорожных войск. Требования к выучке питомцев центра традиционно предъявляют высокие.
Необходимо отметить, что в центр попадают новобранцы с разными уровнями образования. Как рассказал заместитель начальника учебного центра Железнодорожных войск по воспитательной работе подполковник Андрей Дябин, около шести процентов имеют только начальное общее или основное общее образование, остальные – среднее техническое или среднее специальное образование, нередко неоконченное. Но, не взирая на это, учатся курсанты в основном на «хорошо» и «отлично» и выпускные экзамены сдают успешно.
Сравнивая характер обучения в воинской части и учебу «на гражданке», курсанты, за плечами которых – профтехучилища, отмечают, что по сравнению с ПТУ в учебном центре Железнодорожных войск значительно основательнее практическая часть, более настойчиво развивают профессиональные навыки.
Если эксперимент удастся, молодые люди, пришедшие в армию по призыву, смогут, отдавая Родине конституционный долг ее защитника, одновременно получать «хлебные» профессии, гарантирующие трудоустройство и приличные заработки в последующей гражданской жизни.
Уже сегодня подразделения, состоящие из питомцев учебного центра – слесарей, кровельщиков, штукатуров, электриков, сварщиков и маляров, выполняют работы с высоким качеством. Очевидно, что предоставление им возможности вместе с воинской специальностью получить подтвержденную документально гражданскую квалификацию будет способствовать росту интереса к учебе и профессионализма.
Комментарии