search
main
0

За державу обидно! Больше дела, меньше слов

Недавно принятая Федеральная программа гражданского и патриотического воспитания уже вызвала интерес и первые попытки ее анализа. Так, например, в «Учительской газете» №32-33 от 16 августа 2005 года была опубликована статья Артема Ермакова «Она защищает Родину: программа патриотического воспитания в ближайшую пятилетку коснется всех». Своими соображениями о программе хотелось бы поделиться и нам. Не будем делать вид, что хоть что-то понимаем в бюджетном финансировании программы. Да и не в анализе финансирования заключается основной пафос статьи Артема Ермакова, а в тех проблемах, которые неизбежно встанут при реализации программы патриотического воспитания.

Действительно, за годы идеологического вакуума, который некоторые «идеологи» постарались заполнить отнюдь не лучшими образцами западной поп-культуры и воспитать целые поколения в презрении к своей национальной культуре, к своему прошлому как прошлому тоталитарному, проблем накопилось предостаточно, и их список можно продолжать и продолжать. Но стоит ли это делать? И стоит ли ждать, когда какой-нибудь чиновник, целый НИИ или кто-нибудь умный и могущественный вместо нас определит, что такое патриотическое воспитание, чему нужно учить и с чем бороться? И стоит ли на это тратить больше, чем запланированные на этот раздел четыре с половиной миллиона? Ведь существует некая «тайна русской души», которую никак не могут понять европейцы: Родину, Россию любят не за то, что она велика, могуча, оказывает благодеяния своим подданным (гражданам), не за ее громкие победы и экономические достижения, а просто так, потому что это Родина. И так было всегда. В Бородинской битве чудеса храбрости совершали не только дворяне, но и крепостные рабы, незадолго до этого поднимавшиеся на пугачевскую войну против своих господ. И сражались они не за государство, которое для них было не матерью, а мачехой, а за Россию, за Родину. А когда на СССР напали в 1941-м фашистские полчища, не только советский народ встал на защиту страны. На Родину, чтобы воевать за нее, рвались бывшие белогвардейцы, которые до этого считали, что «Россия погибла», ненавидели и презирали «хамократию и солдатню». «Умом Россию не понять». Да, мы готовы костерить себя за пьянство, грязь, безалаберность и лень, а наших правителей – за глупость, чванство и воровство. Но если кто-то попытается воспользоваться нашим кажущимся разложением и нападет на страну – просчитается. Почему раздираемый противоречиями, разобщенный народ вдруг при реальной опасности для страны собирается в «громящий кулак» – этого не знает никто, и даже, пожалуй, мы сами.

Второй тезис автора, который хотелось бы оспорить, – это то, что авторы программы не понимают, не чувствуют боли народа, некогда единого, а теперь искусственно разбитого, растащенного по разным домам. Ну, во-первых, наше государство распадается не в первый раз. Так было накануне татаро-монгольского нашествия, так было во времена Смуты XVII века, так было после 1917 года. Результаты общеизвестны: Россия вновь, как Феникс, возрождалась из пепла.

Мы как раз живем в эпоху очередного разлома, нам больно, и мы бранимся. Именно болью за родную страну («за державу обидно») и продиктованы многие злые и не всегда справедливые утверждения Артема Ермакова.

Но нельзя же критиковать до бесконечности то, что делают другие. Надо же что-то и делать. Нам хотелось бы поделиться опытом, накопленным в г.Арзамасе, Арзамасском государственном педагогическом институте им.А.П.Гайдара в ходе реализации предыдущего этапа программы гражданского и патриотического воспитания.

Работа над проектом «С чего начинается Родина?» была начата в АГПИ им.А.П.Гайдара в 2001 году в соответствии с федеральной программой гражданского и патриотического воспитания. Первоначально основной целью проекта была разработка программы патриотического воспитания в начальной школе, но впоследствии рамки проекта были раздвинуты.

При разработке разделов программы гражданского и патриотического воспитания мы исходили из того, что патриотическое воспитание в современных условиях имеет свои особенности. Мы полагаем, что оно должно основываться на общечеловеческих ценностях: любви к родителям, дружбе со сверстниками, уважении к старшим, любви к родной природе, к малой родине, русскому языку, интерес к истории России, уважение к мужеству защитников Отечества.

В соответствии с этим выделены следующие направления:

1) «Пусть всегда будет мама» (проблемы семейного воспитания).

2) «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре» (патриотическое воспитание в период обучения грамоте по «Русской азбуке» В.Г.Горецкого).

3) «Природа шепчет мне с любовью свои заветные слова» (воспитание любви к родной природе и родному слову на интегрированных уроках).

4) «Школьные годы чудесные» (воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, уважения и любви к учителю).

5) «Арзамас-городок – Москвы уголок» (воспитание любви к малой родине).

6) «Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой» (воспитание интереса к отечественной истории).

7) «Недаром помнит вся Россия» (военно-патриотическое воспитание).

8) «Там русский дух, там Русью пахнет» (знакомство с фольклором, русскими обрядами, народными промыслами Нижегородчины).

9) «Гражданином быть обязан» (воспитание гражданского самосознания).

10) «Чужой боли не бывает» (воспитание чувства эмпатии, толерантности).

Как известно, основным видом деятельности школьника является игра. Страсть детей к игре, театрализации, тайнам диктует широкое применение игровых методов, интеграции различных видов искусства, развитие самостоятельного творчества детей. Именно эти формы работы были использованы при разработке и проведении уроков и внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся.

Кроме разработки новых форм, было запланировано использование незаслуженно отвергнутых в 90-е годы таких хорошо зарекомендовавших себя мероприятий, как игра «Зарница», смотры строя и песни, литературно-музыкальные монтажи, но, разумеется, в модернизированном и адаптированном к восприятию современных школьников виде.

Особо следует сказать об использовании творческого наследия А.П.Гайдара. Изучение его произведений, поспешно и непродуманно исключенных из школьной программы, оказало неоценимую помощь в разработке военно-патриотического воспитания, в знакомстве учащихся с достопримечательностями и историей г.Арзамаса.

В марте 2004 года в стенах АГПИ была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «С чего начинается Родина?», вызвавшая огромный интерес не только у преподавателей вуза, но и у учителей города и района.

В конце 2004 года научно-методическим центром АГПИ им. А.П.Гайдара было подготовлено методическое пособие для воспитателей ДОУ «Патриотическое воспитание в сельских дошкольных учреждениях и семье».

Ни для кого не секрет, что село сейчас переживает трудные времена. И особенно трудно живется сейчас в так называемых депрессивных селах, удаленных от города и потому вымирающих. По-иному обстоит дело в пригородных селах: благоустроенные каменные дома, чистые улицы, большая школа, полноценные детские сады. Но бывает и так, что села равно удалены от города, почвы одинаковые, вроде бы и условия одинаковые, но одно село живет и развивается, а другое умирает. В чем дело? Оказывается, школа в селе, которое сейчас процветает, вовремя озаботилась воспитанием любви к родному селу, его прошлому и настоящему. Например, при школе в селе Никольское Арзамасского района Нижегородской области действует музей, в котором собраны предметы прошлого быта. На стенах школы – многочисленные фотографии односельчан: воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов войны. Дети на уроках технологии обучаются владению сельскохозяйственной техникой и традиционным для Нижегородчины ремеслам.

Именно в эту Никольскую школу свозят детей из менее благополучных сел. И даже из тех сел, где есть вполне благополучные школы, но родители возят своих чад в знаменитую на всю округу школу.

…В отличие от крупных городов и мегаполисов патриотическая работа в школах и учреждениях дополнительного образования в малых городах и селах за последние годы заметно интенсифицировалась и ведется отнюдь не декларативными методами воспитателями детских садов, учителями, имеющими всем известную зарплату. И не потому, что велено, и не потому, что выгонят или, наоборот, приплатят, а потому что «за державу обидно».

Наталья БЕЛЯНКОВА, директор научно-методического центра ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им.А.П.Гайдара», кандидат педагогических наук, доцент

Арзамас, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте