search
main
0

За

Желтый зонтик, желтый дом…

С открытыми уроками у каждого учителя наверняка связано немало воспоминаний. Мой первый такой урок я давала в маленькой школе Дальнегорска, куда приехала работать по распределению. Помню, меня тогда заинтересовала не такая уж серьезная, на первый взгляд, проблема. Очень хотелось показать ребятам, что разбор слов по составу – это не нудное и никому не нужное занятие, а совершенно необходимая вещь для того, чтобы научиться грамотно писать. Мы долго над этим работали, говорили об этимологии слов, а потом был тот самый открытый урок. Я, конечно, очень волновалась, и, честно говоря, по молодости лет хотелось показать не только как много умеют мои дети, но и какая умная я сама!.. Дети нервничали вместе со мной, и в целом урок получился неплохой, хотя замечаний от коллег было великое множество. Через два года с этим же классом мы провели еще один памятный для меня урок. Назывался он “Строка, оборванная пулей”. Это был урок-концерт. Ребята читали стихи Межирова, Когана, Твардовского, Кульчицкого. И мне больше всего понравилось, что на этот раз они переживали не от страха перед присутствующими гостями, а из-за того эмоционального накала, который сами же и создали…

После того как я переехала во Владивосток, стала работать учителем, а потом завучем во Всесоюзном детском центре “Океан”, в моей жизни было немало открытых уроков. Это могли быть сюжетно-ролевые игры в виде заседаний кафедры филологии, на котором выступала группа литературоведов-ребят. Или собрания художников, которые, к примеру, читали роман “Преступление и наказание” в цвете. Рассуждали, почему желтые обои в каморке Раскольникова и такого же цвета зонтик у Сонечки Мармеладовой, проводя в итоге ассоциацию с желтым домом. Для чего я это делала? Мне важно было приобщить моих учеников к исследовательской работе, заставить их залезть в словари, энциклопедии, наконец, научить общаться друг с другом на другом уровне!

В принципе как форма работы открытый урок мне очень нравится. Но именно в том случае, когда он – не показуха, а действительно итог работы учителя. Раньше существовала установка проводить подобные уроки не реже раза в четверть. Думаю, это нереально, потому что крайне тяжело и по большому счету вряд ли оправданно. Ведь любой открытый урок требует не только серьезнейшей подготовки, но и является сильным стрессом, сгоранием эмоций как для учителя, так и для учеников. На мой взгляд, главное – избежать формализма. Открытые уроки нужны настолько, насколько они необходимы.

Валентина ТРИНЦУКОВА,

методист института повышения

квалификации учителей

Владивосток

Дерзайте!

Всю жизнь мы давали открытые уроки и как сейчас не жаловались: трудно, невозможно, никому не нужно… Что же это такое? Распустились нынче учителя. Наше поколение не привыкло рассуждать – надо, так надо! Что велели делать, то и делали. И, слава Богу, не померли.

Трудно? Так ведь всегда трудно, если работать по-настоящему. Но интересно-то как! Себя показать, ребят своих. Доказать, что ты что-то собой представляешь, что можешь, умеешь. Преодолевать трудности-то сейчас не в моде – все готовенькое подавай.

Мне 77 лет, и до сих пор я в школе. И не в какой-нибудь элитной, а во вспомогательной. Есть у нас учителя и старше меня. А зарплата у нас, между прочим, и до трехсот не дотягивает. Но кому-то надо учить наших непростых ребятишек. Их судьба и так обделила.

Повторю, открытый урок – это явная возможность показать себя, заявить о своей уникальности. Это же радовать должно! Ты – в центре внимания, хоть кому-то нужен… Дерзай же!

Ольга БАСУРГИНА,

ветеран труда

Клин,

Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте