С режиссером Юсупом Разыковым мы встретились на Чебоксарском Международном кинофестивале малых народов, где его картина «Стыд» получила очередную награду, на этот раз приз достался оператору Юрию Михайлишину. До этого картина о женах моряков-подводников северного военного гарнизона завоевала Гран-при Международного кинофестиваля в итальянском Триесте, приз зрительских симпатий в Онфлере, приз Международной федерации кинопрессы в Карловых Варах. Ее сценарий был признан лучшим на Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер». Из Чувашии путь Разыкова лежал через Москву в американский Сиэтл на небольшой форум авторского кино. Но говорили мы сейчас не только о недавней работе нашего собеседника.
Досье «УГ»
Юсуп Сулейманович Разыков, узбекский и российский кинорежиссер и сценарист. Родился 5 июня 1957 года в Ташкенте, в семье военного. Учился на филологическом факультете Ташкентского университета, работал осветителем на студии «Узбекфильм» и мечтал о большом кино. Уехал в Москву, поступил во ВГИК на сценарный факультет в мастерскую Валентина Черныха «Москва слезам не верит». Работал на «Мосфильме», вернулся в Ташкент в конце 90-х, чтобы возглавить «Узбекфильм». Режиссер и сценарист первых узбекских телесериалов «Долма» и «Порядок». Среди его работ как зрительские комедии и мелодрамы («Беглянки» с Екатериной Гусевой, Ириной Рахмановой и Егором Бероевым, «Мой генерал» с Сергеем Жигуновым и Любовью Толкалиной), так и авторское фестивальное кино («Товарищ Бойкенжаев» – приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, «Лекарь», «Девичий пастух» – номинация на премию «Ника»).
– Юсуп, если это не великая тайна, как получается, что уже достаточно длительное время вы снимаете практически без простоев, когда один проект сразу приходит на смену другому, а иной раз проектов даже несколько одновременно?
– Вы разделяете свои проекты на проходные, для галочки, и те, работу над которыми предвкушаете?
– Когда так говорите, не принижаете ли этим какую-то часть зрителей?
– Ваши работы выстраиваются в любопытную цепочку. Еще работая в Узбекистане, вы сняли «Оратора», историческую драму, которая принесла вам настоящий успех и на фестивалях, и у критиков, лирического «Девичьего пастуха». Около десятка работ сделано уже в России. Теперь вот «Стыд», оцененный на многих фестивалях дома и за рубежом. При этом, правда, отечественные киноакадемики не нашли для нее номинаций ни в лучах «Ники», ни в полете «Золотого орла». С другой стороны, вы делаете немало сериалов, отношение к которым в киносообществе, скажем так, разное…
– Насколько вторгалась и вторгается в ваше кино обыкновенная, гудящая за окном жизнь?
– Мне всегда очень нравился ваш уже упоминавшийся сегодня «Оратор», фильм-стихотворение, не поэма, а именно пронзительное лирическое стихотворение, которое, если по Пушкину, получилось про счастье, что «было так возможно». Что заключено для вас в столь обласканном и одновременно необласканном «Стыде»?
– И вы, кстати, никого, кажется, и не обвиняете?
– Юсуп, следующий проект, которым вы сейчас занимаетесь, надо полагать, будет иного характера. В герои на этот раз вами выбран реальный творец, замечательный композитор, автор легендарной музыки.
– Вы предполагаете снимать историческую картину?
– Напоследок хочу спросить: что вам сегодня нравится в российском кино, а то всех почему-то всегда интересует, что не нравится…
– Так ведь и зрителя иной раз понимаешь…
Комментарии