– Обязана ли школа перевести свои счета для средств, полученных от предпринимательской деятельности, в казначейство? Правомерно ли требование казначейства о закрытии имеющихся расчетных счетов в коммерческих банках?
– В соответствии с нормами ст. 43 Федерального закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Наличие специального законодательного акта – Федерального закона РФ «Об образовании» – означает, что ограничение прав образовательных учреждений возможно только в случае внесения изменений и дополнений в соответствующие статьи Закона «Об образовании» или его отмены.
Более того, частью 2 ст. 7 ФЗ от 09.07.99 №159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ» установлено, что законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Поэтому Федеральный закон РФ «Об образовании» продолжает действовать в полном объеме без изъятий и ограничений, правда, в новой редакции.
Центральный банк России в 1999 году издал указание №579-У, которым предписал закрыть всем бюджетным учреждениям счета в целях перевода их на обслуживание в казначейство. В Москве одна школа с такими указаниями не согласилась и успешно оспорила их в Верховном суде РФ (решение ВС РФ от 21.06.2000 №ГКПИ 00-479). В результате в отношении образовательных учреждений это указание было отменено.
Для тех директоров школ, которые не рискуют вступать в конфликты с органами управления образованием, ЦБ или казначейством, можно предложить такую схему обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности своего учреждения.
Попечительский совет следует рассматривать не только в качестве органа общественного соуправления образованием, но и как систему обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности своего учреждения.
Если создать попечительский совет в качестве самостоятельной некоммерческой организации, то можно иметь собственный расчетный счет (и не один), при этом не надо будет отчитываться о внебюджетных доходах перед органами управления образованием. Эти средства не будут подотчетны казначейству. Кроме того, можно использовать и некоторые схемы налоговой оптимизации, переводя внебюджетные финансовые потоки в попечительский совет.
Конечно, существуют определенные накладные расходы, связанные с деятельностью ПС (обслуживание счетов, ведение бухучета, оформление документов и т.д.). Однако попечительский совет необязательно создавать для каждой школы отдельно, можно объединиться нескольким школам. Главное при этом – обеспечить надлежащий учет поступающих средств.
– Обязано ли общеобразовательное учреждение представлять в финансовый орган тарификационные списки и штатное расписание, утвержденное на 1 января, наряду со сметой доходов и расходов?
– В соответствии со статьями 161, 221 Бюджетного кодекса РФ финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе сметы доходов и расходов. Статьей 242 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря.
Письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 г. №20-58-196/20-5/7, составленным на основе Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения (утверждена приказом Минпроса СССР от 16.05.85 №94), рекомендовано, что тарификация педагогических работников осуществляется один раз в год и действует в течение учебного года с 1 сентября текущего года по 31 августа следующего года (см. пункты 4.1, 4.7 Рекомендаций).
Согласно статье 32 Федерального Закона РФ «Об образовании» утверждение штатного расписания находится в компетенции образовательного учреждения и не связано с какой-либо календарной датой.
Таким образом, при составлении сметы доходов и расходов бюджетное образовательное учреждение в соответствии с пунктом 2 статьи 163 Бюджетного кодекса РФ должно представлять в финансовый орган тарификационный список, действующий на дату утверждения сметы, для подтверждения расходов по зарплате с 1 января по 31 августа, а также расчет предполагаемых расходов по зарплате с 1 сентября по 31 декабря, уточняемых в ходе новой тарификации.
Но все же на практике финансовые органы зачастую не принимают во внимание требования нормативных актов о тарификации и требуют проведения тарификации на начало финансового года, соответственно на 1 января.
На вопросы читателей ответила Татьяна ПОГОРЕЛОВА, шеф-редактор приложения «Образовательное право. Деловая папка «УГ»
Комментарии