То, что Евгений Ямбург предложил обсуждать проблему профессиональных стандартов учителя в педагогическом вузе, хорошо, так как позволяет вести обсуждение без оглядки на те нормы, которые мы когда-то приняли и привыкли обсуждать.
Что важно? Участники дискуссии говорили о том, что специфика профессии учителя и вообще работника образования состоит в том, что он владеет довольно большим запасом психолого-педагогических знаний, но что сейчас этих знаний уже не хватает. Мне кажется разумным тот вариант, который предложил Евгений Александрович, – разработать какой-то образовательный модуль, который можно было бы встраивать в систему обучения педагогов как в классических университетах, так и в педагогических вузах. Мне нравится идея, когда в педвузе фактически реализуют индивидуальные образовательные маршруты для будущих педагогов, и они, проходя практику, могут менять эту систему, то есть реальная практика связана с продолжением образовательного процесса и их будущей деятельностью. Это мне кажется очень важным, и для нас – МГППУ – это тоже полезная инновационная компонента.Я тоже полагаю, что нужно сделать специальные модули, чтобы после окончания классического университета (особенно для учителя-предметника) человек проходил обучение по модулю, сдавал экзамены, получал соответствующую квалификацию, а уже после этого получал допуск к образовательной деятельности. Что касается стандартов. Если мы не будем строить эти стандарты на системной основе, то проиграем в каждом из стандартов. А у нас в отличие от большинства профессий в учительской деятельности – деятельности образовательной – есть три стандарта, важных для нас: это стандарт общего образования, стандарт высшего педагогического образования, профессиональный стандарт педагога или работника образования. Если эти три стандарта не будут стыковаться между собой, каждый из них погибнет, если же они будут стыковаться, согласовываться, динамично друг друга подпитывать, то они будут жить, меняться, развиваться, тем самым делать более высоким качество всего образовательного процесса. Что мне кажется особо важным? Если мы сейчас строим уровни образования и в общее образование втягивается дошкольная ступень, а в высшее образование втягивается аспирантура, то, наверное, имеет смысл делать стандарты по этим уровням. Например, стандарт работника дошкольной образовательной организации должен отличаться от стандарта педагога-предметника, стандарт учителя начальных классов тоже должен быть другим, стандарт учителя-предметника должен вообще быть рамочным, так как там внутри есть куча деталей, связанных со спецификой профессионального знания, со спецификой того, как оно должно быть построено, как его нужно передавать. Там, конечно, психодидактика становится важным переменным, вариативным компонентом. Как представитель регионального вуза – МГППУ, я считаю, что именно такие вузы, как наш, как МГПУ, могут и должны делать больше, чем они делали раньше. Мне кажется, что пилотными площадками проекта реализации профессионального стандарта педагога могут стать именно региональные вузы: с одной стороны, они ближе к «земле» и в своей работе учитывают особенности регионов, с другой – региональные власти могут выступить как созаказчики, так как они лучше знают свои потребности, свою специфику. А в принципе сама экспериментальная или пилотная площадка, инновационная или площадка реализации идей (можно как угодно ее называть) может стать той площадкой, на которой будет происходить апробация наших задумок.Наш МГППУ готов войти в рабочую группу по разработке профессионального стандарта учителя – работника образования.
Комментарии