search
main
0

Юрий ЩЕМЕЛЕВ, главный технический инспектор Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования: Работу по профилактике травматизма необходимо пересмотреть в корне

​Четыре года прошло с памятного совещания технической инспекции труда в Екатеринбурге, проведенного в таком же расширенном формате, как и сегодня в Тамбове.

Участники того мероприятия приняли обращение в адрес Президента Российской Федерации, в котором мы, технические инспекторы труда Общероссийского Профсоюза образования, обратились за поддержкой и помощью в решении важнейшего вопроса – сохранения жизни и здоровья наших учителей и других работников отрасли, а также обеспечения безопасности обучающихся образовательных организаций.В обращении указывались основные проблемы по охране труда в отрасли.1. Отсутствие участия в формировании государственной политики в области охраны труда со стороны федерального и региональных органов исполнительной власти в сфере образования.На тот период Министерство образования и науки Российской Федерации не обеспечивало в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса РФ приоритет сохранения жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.В Положении о министерстве не были определены полномочия в сфере охраны труда, в том числе в части разработки и принятия нормативных правовых актов.В штате министерства не было ни одного специалиста по охране труда. В органах управления образованием на региональном, муниципальном уровнях, а также в образовательных учреждениях вопреки норме, установленной ст. 217 Трудового кодекса РФ, также в большинстве случаев отсутствовали специалисты по охране труда.2. Остаточный принцип финансирования расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в организациях бюджетной сферы, в том числе и в образовании.Так, на мероприятия по охране труда в сфере образования России в 2010 году было израсходовано всего 5 млрд рублей, то есть на одно образовательное учреждение приходилось в среднем 50 тыс. рублей в год, а на одного работника – около 1,5 тыс. рублей.Из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения за 2010 год в образовательных учреждениях было аттестовано только 472 тыс. рабочих мест, или 13,3% от общего количества мест, подлежащих аттестации.3. Высокий уровень травматизма среди работников образования и обучающихся (в 2010 году произошло 1345 несчастных случаев с работниками, из них 28 с летальным исходом, и более 19 тысяч несчастных случаев с обучающимися, в том числе 33 со смертельным исходом).Что изменилось за этот период?Первое. В структуре аппарата Минобрнауки, в Департаменте государственной службы, кадров и управления делами создан отдел гражданской обороны и охраны труда. Его специалисты совместно с нашим отделом охраны труда и здоровья приняли активное участие в подготовке проекта Федерального закона «Об образовании в РФ». В результате в законе появилась статья 41 «Охрана здоровья обучающихся», в которой отражены практически все наши предложения по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.Разработан и согласован с ЦС профсоюза Порядок расследования несчастных случаев с обучающимися, приказ об утверждении которого подписан министром образования и науки РФ и в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.Разработаны Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда в системе образования.Выполняется план реализации мероприятий Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы. В частности, проведен мониторинг несчастных случаев, происшедших в 2014 году в организациях, подведомственных Минобрнауки России, и организациях, находящихся в ведении органов управления образованием субъектов РФ.Безусловно, сдвиги в этом направлении есть – на федеральном уровне. Однако они еще не стали определенным сигналом для принятия активных действий со стороны руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, а также руководителей образовательных организаций.Все дело в том, что до настоящего времени в сфере образования отсутствует комплексный, всесторонний подход к решению проблем сохранения жизни и здоровья детей и работников образования.Именно данная тема стала основной на заседании Совета технической инспекции труда профсоюза в мае 2014 года в Ульяновске, в работе которого принял участие заместитель директора Департамента Минобрнауки.В решении Совета Министерству образования и науки РФ было рекомендовано:- принять меры по разработке и внедрению системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в федеральных образовательных организациях;- провести обновление нормативной правовой базы по охране труда в системе образования;- решить вопрос использования средств федерального бюджета на мероприятия по охране труда для федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных министерству.По согласованию с руководством министерства именно эти мероприятия стали основой для формирования раздела «Условия и охрана труда» проекта Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы. После подписания соглашения в декабре 2014 года началась его реализация.Второе. Что касается финансового обеспечения, то в 2014 году на все мероприятия по охране труда в системе образования было израсходовано 11 млрд рублей. Казалось бы, цифра приличная. Вместе с тем получается, что на одного работника образования в год приходится всего лишь 2,6 тысячи рублей!А по нашим расчетам, представленным в Минфин, норматив финансирования по охране труда на одного работника образования в год должен составлять 6,6 тысячи рублей. То есть мы вполне обоснованно в соглашениях на федеральном и региональном уровнях можем отстаивать свои позиции о выделении финансовых средств из расчета не менее одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным или региональным законодательством, на каждого работника.На федеральном уровне мы будем еще раз обращаться в Минфин, а если нужно и в Правительство России, для того чтобы изменить базовые подходы и уйти от остаточного принципа финансирования мероприятий по охране труда в бюджетных учреждениях. Но и в субъектах РФ есть возможность с расчетами в руках влиять на политику финансирования бюджетных учреждений со стороны органов законодательной и исполнительной власти.И прецеденты в этом вопросе уже есть. В соглашении Московской городской организации профсоюза и Департамента образования Москвы присутствует такая позиция.В Пермском крае по инициативе крайкома профсоюза обучение внештатных инспекторов труда традиционно финансируется Министерством образования и науки региона, на что ежегодно выделяется 100 тысяч рублей. Равно как и на смотр-конкурс уполномоченных – 200 тысяч рублей.Третий вопрос. О травматизме.Несмотря на устойчивую тенденцию к снижению производственного травматизма в отрасли, его уровень остается достаточно высоким. В 2014 году в образовательных организациях произошло 810 несчастных случаев с работниками, в том числе 23 – со смертельным исходом. Основные причины традиционные – неудовлетворительная организация работ, отсутствие контроля со стороны должностных лиц за проведением образовательной деятельности, неосторожность самих пострадавших.Что касается обучающихся, то здесь картина гораздо серьезнее. По результатам мониторинга Минобрнауки за 2014 год, при проведении образовательного процесса пострадали 24739 детей, 543 из них получили тяжелые травмы, 60 погибли. При этом 39% пострадали в перерывах между занятиями, 27% – на уроках физкультуры, 10% – в оздоровительных лагерях. Полагаю, есть над чем задуматься и руководителям органов управления образованием, и нам, профсоюзам, поскольку за каждым несчастным случаем стоят воспитатель, учитель и преподаватель, несущие ответственность за безопасность и охрану здоровья детей.Вывод напрашивается один – нам всем необходимо в корне пересмотреть всю профилактическую работу по предотвращению травматизма как среди работников образования, так и среди обучающихся. И здесь нет простого решения. Должен быть комплексный, научно выверенный подход, согласованный всеми заинтересованными ведомствами, включая не только Минобрнауки, Минздрав и Минтруд, но и правительство, Государственную Думу, Общественную палату и другие организации.Теперь о наших внутрипрофсоюзных делах, о деятельности технической инспекции труда профсоюза за последние 2-3 года и планах на будущее.В течение 2013-2014 годов профсоюз реализовал три значимых проекта, представляющих интерес для всех без исключения работников сферы образования.Первый – проведение с декабря 2013 года по май 2014 года совместно с Российским национальным исследовательским медицинским университетом (РНИМУ) имени Н.И.Пирогова мониторинга состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников, организации оказания им медицинской помощи с целью выявления факторов риска и разработки мероприятий по их нивелированию.Мониторинг проводился в общеобразовательных организациях (школах), подведомственных региональным и муниципальным органам управления в сфере образования, а также в вузах системы Минобрнауки России.Проведена статистическая обработка 50 тысяч анкет учителей и преподавателей из 54 субъектов РФ по актуальным вопросам, касающимся их деятельности, здоровья и отдыха.Результаты данного исследования предполагалось обсудить на заседании исполкома профсоюза в апреле этого года, но по ряду обстоятельств их рассмотрение перенесено на более поздний срок.Второй проект – организация и проведение в период с октября 2013 года по март 2014 года профсоюзной тематической проверки по оценке качества аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных организациях системы Минобрнауки России.Как известно, с января 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда».В целях выработки единых подходов к проведению экспертизы качества спецоценки были разработаны рекомендации по устранению недостатков, выявленных по результатам проверки.Итоги тематической проверки рассмотрены на заседании Исполкома профсоюза в сентябре 2014 года.Третий проект – системное обучение (с периодичностью один раз в 3 года) всех технических инспекторов труда профсоюза в аккредитованных региональных учебных центрах по 40‑часовой программе. Проект был начат в Курске и Новосибирске в 2009 году и продолжен в 2013 году в Волгограде и Красноярске, где наряду с основной программой по охране труда было организовано обучение по специальной программе проведения независимой экспертизы условий труда в образовательных организациях. Это позволило в 2013-2014 годах на более высоком профессиональном уровне осуществлять общественный контроль за качеством проведения специальной оценки условий труда.В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года изменений в КоАП РФ ЦС профсоюза разработал и направил в регионы методические письма и пособия в целях предупреждения руководителей образовательных организаций об ужесточении административных наказаний в случае непроведения специальной оценки условий труда, обучения по охране труда и медицинских осмотров работников.По-прежнему сохраняются серьезные проблемы с финансированием обязательных медицинских осмотров работников образования. Поэтому ЦС профсоюза и техническая инспекция труда особое внимание уделили успешному опыту работы Татарстанского рескома профсоюза. Пути решения проблемы финансового обеспечения медосмотров работников образования прорабатываются и в других регионах.В условиях острого дефицита средств на мероприятия по охране труда принимаются более решительные меры по возврату 20% сумм страховых взносов из Фонда социального страхования, направляемых страхователями на обеспечение мер по улучшению условий труда и предупреждение производственного травматизма.Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» размер указанной суммы рассчитывается по итогам работы страхователя за три года, образовательные организации стали более активно принимать участие в процедуре возврата средств из ФСС.В настоящее время в целях реализации Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы и Федерального закона «Об образовании в РФ» ЦС профсоюза совместно с Министерством образования и науки РФ завершена разработка Рекомендаций о системе управления охраной труда и обеспечением образовательного процесса в образовательных организациях – одного из основополагающих документов по охране труда в отрасли.Исполкомом профсоюза были утверждены такие важные документы, как Положение о технической инспекции труда профсоюза, Положение о Совете технической инспекции, Положение о внештатном техническом инспекторе труда, Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда, Положение об Общероссийском смотре-конкурсе на звание «Лучший уполномоченный по охране труда профсоюза» и «Лучший внештатный технический инспектор труда профсоюза», что в значительной мере расширяет полномочия технической инспекции и предоставляет возможность осуществлять общественный контроль наиболее полно и эффективно.Постановлением исполкома профсоюза от 24 апреля 2015 года принято новое Положение о Совете по охране труда и здоровья при ЦС профсоюза. Изменился количественно и качественно его состав. В рамках совещания мы проведем первое заседание совета, решение которого опубликуем в газете «Мой профсоюз» и журнале «Образовательные учреждения: охрана труда – профилактика профзаболеваний, общая и пожарная безопасность».Несколько слов о наших перспективах. На VII съезде принята Программа развития деятельности Общероссийского Профсоюза образования на 2015-20120 годы, где определены ориентиры в части охраны труда и здоровья работников образования и обучающихся.Вот некоторые из них:1. Совершенствование деятельности технической и внештатной технической инспекций труда, уполномоченных лиц по охране труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований и норм охраны труда в целях сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе образовательной деятельности.2. Участие в создании и функционировании системы управления охраной труда в сфере образования на все уровнях, от федерального министерства до образовательной организации.3. Взаимодействие с социальными партнерами по вопросам улучшения условий, охраны труда, по реализации мероприятий в рамках соглашений как на федеральном, так и на региональном, местном уровнях.Какие здесь можно выделить задачи и проблемы?Для того чтобы обеспечить качественный профсоюзный контроль за состоянием охраны труда в образовательных организациях, необходима системная работа по обучению, повышению уровня квалификации и компетентности технических, внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных по охране труда.Вопрос представляется весьма важным и актуальным, поскольку нарастающим валом идет огромное количество новых нормативных правовых актов, в том числе в сфере охраны труда.Достаточно сказать, что за последние годы был принят Федеральный закон №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» и другой закон-спутник – №421‑ФЗ, которые закрепили совершенно новый концептуальный подход в определении вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, и в связи с этим изменилась система установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.Кстати, государство существенно подняло статус профсоюзов. По их инициативе теперь можно обжаловать результаты специальной оценки условий труда, организовывать экспертизу качества проведенной СОУТ, проводить внеплановые работы по СОУТ. Важное положение нового федерального закона касается введения института профсоюзных инспекторов, имеющих право идентифицировать допустимость условий труда, освобождая тем самым работодателей от уплаты повышенных взносов в ФСС и Пенсионный фонд.В связи с этим нужно быть подготовленным, обученным и вооруженным, чтобы вести серьезный диалог с нашими социальными партнерами по самому широкому спектру вопросов, связанных с обеспечением безопасности, условий и охраны труда наших учителей, всех работников образования.Здесь применимы самые различные формы и подходы: обучение и повышение квалификации технических инспекторов на семинарах, проводимых ЦС профсоюза, на базе ведущих НИИ и учебных заведений России в области охраны труда, как, например, ВНИИ экономики и охраны труда в Москве, в городах Иваново, Клин или в Академии труда и социальных отношений. Недавно мы изучили всю информацию по этому вопросу и в апреле этого года направили в региональные организации письмо с предложением о подготовке экспертов по специальной оценке условий труда.Если говорить о дальнейших действиях ЦС профсоюза, то мы собираемся продолжить запущенный нами проект, направленный на качественное повышение уровня квалификации технических инспекторов труда. Сегодня у нас практически все технические инспекторы получили соответствующие удостоверения, имеют право читать лекции по охране труда для любой категории членов профсоюза и участвовать в проведении независимой экспертизы условий труда.В перспективе, а именно в 2016 году, исполком профсоюза рассмотрит предложения Совета по вопросам охраны труда и здоровья при ЦС профсоюза и отдела охраны труда по дальнейшей реализации этого проекта на базе региональных центров в Орле и Челябинске.Следующим важным направлением работы мы считаем сегодня дальнейшее развитие социального партнерства.Улучшение условий труда – это именно эта сфера, где жестко сталкиваются по принципиальным позициям две стороны, и, к сожалению, далеко не всегда доводы и аргументы профсоюза могут повлиять на решение той или иной проблемы, особенно если это касается вопросов увеличения финансирования.Так, к сожалению, случилось на последнем заседании отраслевой комиссии перед подписанием в декабре прошлого года Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы. Наши предложения по введению в нормативы финансирования мероприятий по охране труда затрат из расчета не ниже минимальной заработной платы, установленной федеральным законодательством (около 6 тыс. рублей) на каждого работника, не были приняты сотрудниками финансового департамента Минобрнауки России.Тем не менее, несмотря не непростую ситуацию в стране, в Отраслевом соглашении в полном объеме сохранены все позиции, которые позволят образовательным организациям при получении субсидий выделять средства на охрану труда в установленных ранее размерах, а именно – не менее 2% от фонда оплаты труда и не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов на содержание образовательной организации.Кроме того, мы отстояли все позиции, касающиеся представления информации по несчастным случаям с работниками и обучающимися в адрес профсоюза, сохранения служб охраны труда, пересмотра и обновления нормативно-правовой базы в этой сфере, обеспечения за счет средств работодателей обучения по охране труда, специальной оценки условий труда, медицинских осмотров работников и др.Надеемся, что при разработке и принятии новых региональных соглашений разделы охраны труда будут существенно улучшены и в них будут найдены конкретные механизмы решения имеющихся проблем.Хочу подчеркнуть, что в настоящее время Общероссийский Профсоюз образования после долгого периода отторжения и отсутствия понимания в вопросах обеспечения безопасности и охраны труда со стороны министерства нашел в лице руководства Департамента государственной службы, кадров и управления делами по-настоящему делового социального партнера, с которым, надеемся, нам удастся преодолеть накопившиеся проблемы.Ни нам, ни министерству в одиночку не поднять организацию работы по охране труда в сфере образования на более высокий, отвечающий требованию времени уровень.Учитывая, что все принимаемые решения на уровне министерства транслируется в регионы, мы должны работать вместе и «бить в одну точку».Мы должны создать такую систему взаимодействия, когда в результате реализации наших совместных планов и долгосрочных программ будут реально улучшены условия труда работников образования и учебный процесс для обучающихся станет безопасным и комфортным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте