Совершенствование программно-методического обеспечения физического воспитания, модернизация спортивного материального обеспечения, интеграция учебной работы с новыми формами дополнительного физкультурного образования и оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня – приоритеты государственной политики в сфере школьного физкультурно-спортивного образования.
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения стала двигательная деятельность с общеобразовательной и общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников должны совершенствоваться не только физические качества, но и активно развиваться сознание и мышление, творческие способности и стремление к самообразованию. Эти условия и стандартизированные государственные требования к физическому воспитанию в школе подкреплены научно обоснованным подходом к составлению содержания наших региональных образовательных программам, их вариативностью, преемственностью и интеграцией с системой дополнительного физического воспитания. Кроме того, высоким мотивационным эффектом для учащихся и повышенным уровнем оздоровительного воздействия обладают разделы программы, разработанные на основе элементов одного из видов спорта.Основными направлениями и формами организации физической культуры в средних общеобразовательных заведениях мы считаем, во-первых, уроки физической культуры и занятия в группах лечебной физической культуры для обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, во-вторых, физкультурные мероприятия в режиме учебного дня и в течение учебного года – как средство оптимизации учебной деятельности, и наконец, занятия в спортивных секциях – как средство организации активного отдыха и досуга детей.Современные целевые установки образования в сравнении с предшествующим этапом развития образования также претерпели изменения. Если раньше доминирующей целью образования по физической культуре было всестороннее и гармоничное физическое развитие личности, готовой к активной деятельности, то теперь акценты смещены в сторону формирования физически развитой личности, способной творчески использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и исполнения воинского долга, а также для организации индивидуального активного досуга. Базовые принципы становления физической культуры в средних общеобразовательных учебных заведениях должны развиваться в органичном единстве трех генеральных направлений – образовательном, оздоровительном и воспитательном.В качестве основы физкультурного образования выступает результативность двигательной деятельности, ориентированной на физическое совершенствование человека, исходя из его собственных интересов и потребностей. В своем предметном содержании современная физическая культура ориентирована на возрастные особенности физического и психического развития учащихся, мотивацию их на активное включение в самостоятельные формы занятий физическими упражнениями.Наша общая задача состоит в том, чтобы создать условия для персонализированного обучения, развития и социализации каждого школьника. Существующие нормы организации занятий физической культурой в общеобразовательных школах приказом Министерства образования и науки России увеличены до трех учебных часов в неделю. Это позволит осуществить системный переход от физического к спортивному воспитанию обучающихся, для которого характерны выраженный тренирующий эффект и как следствие повышение адаптивных возможностей организма к заболеваниям.Для качественной оценки учебного процесса и определения физического состояния детей, обучающихся и молодежи в образовательных учреждениях Москвы используется столичная система мониторинга физической подготовленности «Тест-программа мэра Москвы». Задача системы физического воспитания – постоянное сопровождение ребенка от детского сада до колледжа или вуза. Фиксирование результатов функционального состояния организма позволяет осуществить на практике личностно ориентированный подход к физической подготовке воспитанников, создать условия для поступательного развития обучающегося, а также избежать проблем несвоевременной диагностики заболеваний.В системе столичного образования действует эффективная система спортивных соревнований, которая охватывает более 600 тысяч обучающихся. Это и Президентские игры, и Президентские состязания, и «Олимпийские надежды», и спартакиады школьников Москвы среди различных типов учреждений – от дошкольных учреждений до универсиады. Конечно же, это и школьные спортивные лиги по игровым видам спорта, в которых сегодня повышают свое спортивное мастерство более 15 тысяч юных спортсменов-школьников. Лиги – самая продуктивная форма спортивных состязаний. Например, по итогам прошлого сезона 8 команд только из баскетбольной лиги пополнили резерв спортивных школ столицы. На основе накопленного опыта мы считаем, что настало время создать лигу гимнастов, которая объединит поклонников этого вида спорта, даст им возможность регулярно встречаться и участвовать в спортивных соревнованиях. Наш первый совместный с академией Ирины Винер опыт соревнований по художественной гимнастике «Хрустальные капельки» вдохновил не только тренеров и организаторов этих состязаний, но и, что самое главное, детей и их родителей.Я надеюсь, что первый московский форум «Здоровые дети – здоровая Россия», который состоялся в МГДДЮТ, – важный этап консолидации возможностей различных структур для внедрения в образование и досуг научно обоснованных программ, форм и методов физического воспитания, привлечения известных российских тренеров, работающих в различных видах спорта, к адаптации спортивных технологий для массового спорта и начальной физической подготовки в рамках государственной политики.
Комментарии