Успешная реализация отраслевого, муниципального соглашений, коллективных договоров образовательных организаций Татарстана ежегодно дает значительный социальный эффект, финансовое выражение которого только в 2015 году составило свыше 100 миллионов рублей. Сегодня в республиканском комитете Профсоюза работников народного образования и науки сложилось четкое понимание, что социальному партнерству нет альтернативы. О накопленном опыте, развитии и совершенствовании социального диалога в регионе мы беседуем с председателем рескома профсоюза Юрием Прохоровым.
– Юрий Петрович, с чем для вас связано понимание необходимости постоянного развития социального партнерства?- В июле 2015 года в республике была принята Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, где отмечается, что мы стоим на пороге нового мира, мира стремительно изменяющихся технологий и предпочтений людей, мира существенно большей неопределенности в экономике, мира, в котором человек становится ключевым активом. Это в полной мере созвучно с идеологией профсоюза, задачами системы образования, пониманием необходимости постоянного развития социального партнерства. Указ президента РТ Рустама Минниханова «О развитии социального партнерства в сфере труда в Республике Татарстан» стал абсолютным признанием необходимости системного, конструктивного, социального диалога работодателей и профсоюза, а также определил его главную цель – расширить сферу влияния социального партнерства на решение социально-экономических вопросов, что, в свою очередь, должно способствовать сохранению социальной стабильности и повышению качества жизни. Именно от этого позитивного взаимовыгодного сотрудничества, от создания комфортных условий труда, от привлечения средств на стимулирование и поощрение сотрудников, от предоставления им дополнительных льгот и гарантий зависят обеспечение высокопрофессиональными кадрами и стабильность функционирования образовательных учреждений.- К чему вас обязывает объявление Федерацией профсоюзов РТ нынешнего года Годом 25‑летия социального партнерства?- Это не только накладывает на нас особую ответственность за сохранение сформировавшейся системы социального партнерства, но и дает новый импульс эффективному и качественному развитию отношений на муниципальном уровне. В своем выступлении на 26‑й отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзов Татарстана президент РТ сказал, что «потенциал профсоюзов позволяет эффективно решать самые разнообразные задачи», вот и будем их решать.- Какие традиции в области социального партнерства у вас сложились к этому времени?- Стало хорошей традицией ежегодно проводить отчет Министерства образования и науки РТ и рескома профсоюза о выполнении отраслевого соглашения. Регулярный мониторинг соглашения между Управлением образования Исполнительного комитета Казани и рескомом профсоюза – также сложившаяся годами традиция. Каждая сторона отчитывается о выполнении принятых на себя обязательств и вырабатывает новые механизмы расширения социальной защиты и поддержки работников системы образования. Традиционно вместе с Министерством образования и науки РТ мы проводим конкурс на лучший коллективный договор образовательной организации. Кстати, в этом году в честь 25‑летия социального партнерства в республике заложили и еще одну новую традицию – объявили конкурс на лучший видеоролик «Социальное партнерство: история в деталях».- Юрий Петрович, как я понимаю, вопрос оплаты труда остается ключевым в переговорном процессе?- Да, в последние полгода реском профсоюза принципиально отстаивал свои предложения по модернизации оплаты труда работников системы общего образования в части определения порядка стимулирующих выплат за качество. Мы обратились к президенту РТ, проводили непростые переговоры с участием специалистов Министерства образования и науки Татарстана, Министерства финансов и Центра экономических исследований, Кабинета министров РТ. Нашу позицию о порядке выплат удалось отстоять. Однако нам еще необходимо добиваться, чтобы во всех образовательных учреждениях они имели дифференцированный характер, назначались и выплачивались за конкретный высокий результат работы, мотивировали повышение качества образования.Беспокоит, что по-прежнему низкой остается заработная плата обслуживающего персонала, поваров и кухонных работников. Неоднократные обращения профсоюзов к правительству РТ о принятии предлагаемых мер пока услышаны не были, а это ведет к дестабилизации в отрасли. И в этой ситуации совместная работа с социальными партнерами по повышению реальной заработной платы работников образования должна пройти серьезную проверку на прочность, в том числе на федеральном уровне. Необходимо продолжать ставить вопросы о законодательном возрождении механизма индексации заработной платы, доведении МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного человека.- Если в Федерации профсоюзов РТ нынешний год объявлен Годом 25‑летия социального партнерства, то в отраслевом профсоюзе – Годом правовой культуры. Какие задачи он решает?- Отмечу, что 2015 год у нас в республиканской организации был Годом правового всеобуча профсоюзного актива. Постоянно меняющееся правовое поле обязывает нас своевременно информировать профактив о введении новых законодательных актов, вооружать его необходимыми знаниями для профессиональной защиты членов профсоюза. Поэтому для нас 2016 год – это логическое продолжение обучения руководителей и профсоюзных активистов, которое должно носить системный характер. В рамках Года правовой культуры акцент на этом сделан в масштабе всего Общероссийского профсоюза образования.- И здесь тоже не обойтись без социального партнерства?- Конечно. Посредством социального диалога, законодательных и нормотворческих инициатив, обращений о защите нарушенных прав, инициированных с помощью профсоюза в различные инстанции, нам и в условиях экономического кризиса удается сохранять предоставление работникам образовательных организаций основных социальных прав и гарантий на прежнем уровне. В марте нынешнего года правовая инспекция труда рескома профсоюза проводила общепрофсоюзную тематическую проверку по соблюдению трудового законодательства при заключении и изменении трудовых договоров с работниками образовательных организаций. Хочу сказать, что грубых нарушений трудового законодательства, случаев невыполнения представителем работодателя требований и предписаний профсоюзных органов зафиксировано не было, так что мы даже не обращались в органы прокуратуры и Роструда. Думается, во многом это результат проведенной в 2012 году региональной тематической проверки «Условия трудового договора как гарант стабильных трудовых отношений», обусловленной введением НСОТ в образовательных организациях республики. Вот и теперь итоги ОТП-2016 были рассмотрены в каждой территории, доведены до руководителей образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, размещены на сайтах территориальных (местных) организаций профсоюза.Одним словом, все взаимосвязано, и роль социального партнерства сложно переоценить.- Так же, как и экономический эффект правозащитной работы, проводимой профсоюзом?- Да, экономический эффект от правозащитной работы в целом Татарской республиканской организации профсоюза остается стабильным и составляет около 80 миллионов рублей в год.- Юрий Петрович, правозащитная деятельность напрямую влияет на мотивацию профчленства. А социальное партнерство?- Целенаправленная деятельность по развитию социального партнерства, а главное, его результаты позволяют республиканскому комитету сохранять стабильно высокий уровень численности членов профсоюза. Татарская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки – одно из крупнейших региональных объединений в Российской Федерации (III место) и в Федерации профсоюзов РТ (I место). Охват профсоюзным членством среди работающих составляет 98%, среди студентов вузов – 86%. Стопроцентный охват сохраняется в 20 территориальных профсоюзных организациях, свыше 99% – в 16.Сегодня у нас еще много нерешенных проблем, но взвешенная и объективная позиция профсоюза по выполнению социальных обязательств и конструктивная государственная политика в области образования направлены в одно русло – на обеспечение равных прав и доступности социальных гарантий, повышение статуса педагога.
Комментарии