Юрий Поляков, пожалуй, один из тех современных отечественных литераторов, которых не нужно представлять. Его книги регулярно переиздаются огромными по нынешним временам тиражами, по его пьесам ставятся аншлаговые спектакли во многих театрах по всей стране, сам он недавно возглавил Общественный совет при Министерстве культуры. Он всегда в движении, всегда активен, всегда занят, но, к счастью, выкроил время в своем плотном графике, чтобы ответить на вопросы «Учительской газеты».
– Юрий Михайлович, мы встретились на одном из премьерных показов спектакля по вашей пьесе «Золото партии» во МХАТе им. Горького. Спектакль, надо сказать, достаточно ироничный. Нравится ли вам то, как реагирует публика на те или иные его эпизоды? Иначе говоря, смеются ли в нужных местах?
Почему было принято изменить название спектакля? На афишах и растяжках так и осталось оригинальное «Золото партии», а на билетах уже «Особняк на Рублевке»?
– Один из персонажей спектакля – революционер Чегеваров. В конце он произносит вдохновенную речь о строительстве нового общества, в котором не будет зависти, лжи и лицемерия. Верите ли вы в саму возможность такого общества?
– Не так давно прошло (можно сказать, незамеченным) празднование столетнего юбилея Октябрьской революции. Как вы сами относитесь к этому историческому событию и верите ли в возможность радикальных политических перемен в будущем?
– Говорят, что в приличном обществе не принято спрашивать о двух вещах – религии и уровне доходов. Сильно рискуя, я хотел бы поинтересоваться, относите ли вы себя к какой-нибудь конфессии и удается ли вам существовать на литературные доходы?
– В текущем году завершилось ваше членство в Общественной палате РФ, но вместе с этим вы стали главой Общественного совета при Министерстве культуры страны. Для чего вообще вам лично нужна эта общественная деятельность? Подпитывает ли она вас как литератора?
– Не так давно сменился ваш статус в «Литературной газете». После долгих лет в должности главного редактора вы, что называется, «сменили вывеску» и стали председателем редакционного совета. Что означают эти перемены для газеты и довольны ли вы тем, как справляется обновленная редакция?
– Одним из поводов для ухода из «ЛГ» вы называли желание сконцентрироваться на реализации литературных замыслов. Как проходит ваш день?
– Следите ли вы за новыми веяниями в культуре? Знаете ли, например, что такое Versus-баттл? Видели наделавшую много шума, в том числе и в традиционных СМИ, «поэтическую дуэль» Oxxxymironа и Гнойного? Если да, то как оцениваете это явление и его популярность?
– Вы с семьей живете в знаменитом писательском поселке Переделкино. При этом известно, что в настоящий момент там царит, не побоюсь этого слова, полная разруха. Что это для вас – удобное место для проживания или скорее связь с традициями русской литературы ушедшего века?
– Вас называют, в том числе и в огромном томе биографии, последним советским писателем. Что, на ваш взгляд, вкладывается в это определение и согласны ли вы с ним?
– Ваши книги выдерживают огромное количество изданий, на многочисленных встречах с вами всегда немало публики. Кто все эти люди? Удалось ли вам определить свою, что называется, целевую аудиторию? Представляете ли в процессе работы портрет «идеального» читателя?
– В своей книге эссе «По ту сторону вдохновения» вы немало полемизируете с коллегами по перу. Кроме того, вы даете весьма нелицеприятные оценки литературному премиальному процессу. С чем, на ваш взгляд, связан этот конфликт? Представить вас в числе победителей «Большой книги» или «Русского Букера» невозможно. Не обидно?
– Не так давно стало известно об открытии вашей литературной студии в родном для вас Московском государственном областном университете. Насколько активно вы лично планируете участвовать в ее работе и каких результатов ожидаете? Видите ли вы среди молодых писателей продолжателей литературных традиций, в которых работаете сами?
– В свое время вы написали повесть «Работа над ошибками», в которой рассказали о судьбе журналиста, случайно ставшего учителем. Что вам самому наиболее ярко запомнилось из школьной и университетской жизни?
Комментарии