search
main
0

Юрий Лукин, Ленинградская область: С чего начинается Родина?

Говорить о том, что с патриотическим воспитанием у нас в стране все обстоит благополучно, не приходится. Точно так же, как про хорошие дороги и отсутствие коррупции. И пока будут коррупция и плохие дороги, с патриотизмом лучше не станет.

Юрий Лукин, фото из архива автора

Родину надо любить, только насильно заставить любить, как известно, нельзя: любовь как чувство либо есть, либо его нет – независимо от любых деклараций на тему его необходимости или обязательности. Но воспитывать человека так, чтобы это чувство в нем сформировалось, развивалось и усиливалось, можно и необходимо. Через нравственный пример, когда у воспитывающих слова не расходятся с делом.

Высшее проявление любви – готовность пожертвовать собой во имя того, кого любишь. Вне опоры на другие высокие нравственные чувства любой призыв к этому со стороны оказывается голословным и вызывает естественное отчуждение у людей, способных думать самостоятельно, как лицемерная попытка манипулирования ими. У людей же малообразованных, недостаточно нравственно развитых и не способных критически мыслить, патриотизм зачастую превращается в то, что к чувству любви к Родине никакого отношения не имеет – например, на утверждение своего превосходства и зоологическую ненависть ко всем “инородцам”.

Мы великий народ, потому что главной чертой нашего национального самосознания является способность пойти на любые жертвы во имя России, что отнюдь не предполагает ни горделивого самолюбования, ни презрения к кому бы то ни было. Потому что любить по-русски значит чувствовать свою сопричастность и ответственность за судьбу того, кого любишь. И, как любое сокровенное чувство, наша любовь к Родине в громких словах не нуждается: никаким пафосным речам на тему патриотизма невозможно поверить так, как до сердечного щемления веришь тихим словам С. Есенина: “Я люблю мою родину. Я очень люблю мою родину…”

Между тем чувство любви к Родине предполагает и то, что ты счастлив уже тем, что живешь в своей стране, что она нуждается в тебе, заботится о твоих престарелых родителях и твоих детях. Никаких пафосных призывов не надо, если я вижу, как красиво освещен мой город ночью и как чисты улицы его утром, как заботливо и с любовью отремонтирована сломанная накануне скамейка у моего подъезда. Когда я уверен, что у моего ребенка оценки в аттестате соответствуют его знаниям, благодаря которым он поступит туда, куда захочет без оглядки на кумовство и чье-то высокое положение и наличие больших денег. Когда моим родителям обеспечена достойная старость. Когда перед законом все равны и ни одно деяние охамевших от чувства своей исключительности мажоров, позорящих мою страну, не останется безнаказанным. И если с патриотизмом у нас не все благополучно, то это комплексная проблема, решаемая всеми, постоянно и в любых мелочах. Иначе говоря, прежде чем учить других родину любить, научитесь ее любить сами – делами, а не на словах.

Отсюда и возникает неизбежное опасение, что озвученные недавно рекомендации по усилению патриотического воспитания могут спровоцировать очередную пафосную показуху, так как едва речь заходит о воспитании, у нас чуть ли не автоматически ответственным за это назначается школа. Не родители, хотя это их прямая обязанность перед законом, не учреждения культуры, с которых за воспитание нравственных чувств почти никто не спрашивает, не чиновники с их желанием возглавить процесс и руководить им на уровне оргвыводов на основе отчетов и плановых разработок с “прогнозируемым результатом”. Ну а поскольку с патриотическим воспитанием у нас в обществе действительно не все благополучно, у “вышестоящих товарищей” возникает повод нагрузить учителей новой ответственностью, заранее назначив виноватыми за любой ляп или головотяпство с их стороны. Словом, привычная уж ария из той же оперы, где у нас во всех бедах в стране виноваты погода и классный руководитель.

Между тем школа сейчас, пожалуй, единственный общественный институт, где патриотическим воспитанием занимаются систематически: образование есть обучение плюс воспитание, что у нас закреплено в законодательстве. В то же время критерием оценки образования со стороны общества остается представление о том, что “школа обязана оказывать образовательные услуги” и “формировать компетенции” – есть по определению стоять в позе “Чего изволите-с?” перед тем, кто, являясь потребителем услуг, “всегда прав”. И когда главным показателем успешности человека, хотим мы этого или не хотим, оказывается его счет в банке, то “формирование компетенций” нравственного воспитания просто не предполагает. Каким бы искренним учитель ни был в своих нравственных убеждениях, в том числе и патриотических, обязательно найдутся те, кто обвинит его в патриотизме “квасном”, “имперском”, “красно-коричневом” и т.п. Так что работа по воспитанию патриотизма ни в коем случае не должна перекладываться только на школу.

То есть проблема отнюдь не в том, что у нас в школе недостаточно работы по патриотическому воспитанию. Образование становится качественным только тогда, когда оно нравственно по своему содержанию. У нас же огромное количество учителей, являющихся отличными воспитателями и нравственным примером для своих учеников. В ежедневной работе без пафосных деклараций о благих намерениях и не через разовые “открытые мероприятия”, польза от которых напрямую зависит от того, являются ли они показателем каждодневной систематической работы или нет.

Само содержание образования содержит в себе огромный нравственный потенциал, раскрытие которого напрямую зависит от таланта и профессионализма учителя, и нет особого смысла нагружать его дополнительной ответственностью в “усилении патриотического воспитания” через необходимость выполнять работу, которую и без предметников есть кому делать – организаторам внеклассной работы и работникам дополнительного образования, например.

Вполне реально и естественным образом возможно разве что усиление акцентов в сторону патриотизма в преподавании своих предметов, что никаких дополнительных планов-отчетов не требует. Думаю, мысль понятна применительно к русскому языку, литературе и истории, где все пронизано любовью к Родине и акценты выставляются легко: положительные качества исторических деятелей и героев русской литературы напрямую характеризуют их как патриотов своей страны, а утрата или искажение этого чувства оборачиваются их нравственным крушением и т. д. Но и применительно к другим предметам, как мне кажется, каждый предметник свой акцент найдет: в конце концов, Россия – одна из главных стран в развитии мировой цивилизации во всех областях: в искусстве, в географических и научных открытиях, – и у нас есть достаточно поводов гордиться своими великими соотечественниками, прославившими Россию своими открытиями и достижениями.

Главное – меньше трескучего пафоса вместо искреннего переживания сопричастности и ответственности каждого за судьбу родины. Меньше лицемерия, когда слова не соответствуют делам, меньше показухи для галочки, меньше вранья в отчетах перед вышестоящими инстанциями, на фоне которых любые призывы к патриотизму неизбежно заставляют вспомнить известный афоризм М.Салтыкова-Щедрина. И очень бы хотелось, чтобы вместо этого афоризма первыми на ум приходили слова известной песни: “С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…” – и далее по тексту. Лучше не скажешь.

Об авторе:

Юрий Леонидович Лукин – учитель русского языка и литературы высшей категории Ивангородской средней общеобразовательной школы №1 имени Н.П. Наумова, г. Ивангород Кингисеппского района Ленинградской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте