В прокат вышел фильм Юрия Кары «Королёв», повествующий о довоенных годах пионера космической эры, когда он еще не был академиком, а томился в сталинских застенках как «враг народа». Как почти все проекты этого постановщика («Завтра была война», «Воры в законе», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Мастер и Маргарита»), и «Королёв» долгое время был окутан ореолом сплетен и тайн. Подтвердить или опровергнуть их попытался наш корреспондент в беседе с режиссером.
– Юрий Викторович, некоторые критики, уже посмотревшие фильм, ставят в вину авторам, что они изобразили Королёва суперменом, рыцарем без страха и упрека, которым реальный Сергей Павлович никогда не был…
– К сожалению, многие плохо представляют масштаб личности главного космического конструктора СССР и спешат делать выводы, не зная об этом человеке практически ничего. Когда в 30-е годы Сергей Павлович только начинал, в космонавтику мало кто верил. Нарком обороны Клим Ворошилов по старинке считал, что конница – лучший в мире род войск. Поэтому не стремился поощрять танкостроение и авиацию, а если кто-то при нем пытался заикнуться о ракетах, он просто хохотал. Если так себя вела сталинская верхушка, чего же ждать от руководителей нижнего звена. Свои первые ракеты молодому Королеву приходилось мастерить за свои деньги. Не было средств даже доставить их на испытательный полигон. В наш фильм вошел эпизод, когда Королев с товарищами вез двухметровую ракету на трамвае. Представляете, если бы в наши дни кто-то попытался совершить подобное в общественном транспорте, какой переполох бы поднялся? Все бы в ужасе повыскакивали, а тогда кондуктор трамвая лишь посетовала, что вещь занимает много места, и… с ракетостроителей взяли дополнительную плату за провоз багажа.
В основу фильма лег тот период довоенной жизни Королева, о котором долгое время было мало что известно. Примерно за год до своей смерти Сергей Павлович в доверительном разговоре за бутылкой коньяка рассказал Юрию Гагарину и Алексею Леонову, как в конце 30-х его арестовали по надуманному обвинению, пытали, избивали, а затем осудили на 10 лет ГУЛАГа. Его наказали за талант, за то, что шел впереди других ученых, за то, чем наша страна гордится последние полвека. В Сибири Королев вряд ли пережил бы первую же зиму, поскольку их поселили в палатках. Его спасла мать, в фильме ее блистательно играет Наталья Фатеева, она сделала, казалось, в то время невозможное – добилась пересмотра дела. И «десятку» Королеву заменили на 8 лет в шарашке Туполева. Так он выжил за колючей проволокой. А уже после войны, когда времена изменились, начал строить свои ракеты.
– Долгое время его имя было засекречено…
– Когда на орбиту был запущен первый спутник Земли 4 октября 1957 года – дата начала космической эры, Нобелевский комитет обратился к Хрущеву с просьбой назвать имя конструктора, чтобы вручить ему Нобелевскую премию. Надменный Хрущев, обожавший впоследствии провожать и встречать космонавтов, ответил, что одного такого человека нет. Дескать, конструктор спутника – весь советский народ, а стартовая площадка – база социализма.
У нас есть заметка из французской газеты «Пари матч» за 1966 год под названием «Похороны неизвестного». Западные журналисты недоумевали: Красная площадь запружена народом, урну с прахом несут первые лица государства Брежнев и Подгорный, за ними идут космонавты, а имени покойного никто не называет. Только через день, когда на стене Красной площади появилась табличка «С.П. Королев», мир, наконец, узнал имя великого конструктора.
– А вы не боитесь сравнения с фильмом Даниила Храбровицкого «Укрощение огня», где много идеологической мишуры, но есть и великолепный образ, созданный Кириллом Лавровым?
– Кирилл Юрьевич сыграл замечательно, но все-таки не Королева, а обобщенный образ некоего конструктора Андрея Башкирцева, который в годы войны якобы занимался еще и созданием орудийной установки «Катюша». Реальный Королев не имел к этому никакого отношения. И в личной жизни у Сергея Павловича было все не так, как у вымышленного Башкирцева, который увел из-под венца невесту, потом ее бросил, а в финале перевез в свою московскую квартиру с видом на Кремль. В своем фильме мы следовали только за перипетиями реальной биографии Королева. Он прожил такую насыщенную событиями жизнь, что не было необходимости еще что-то выдумывать. Единственная вольность, которую мы себе позволили, – сочинили сны Сергея Павловича о Луне и Марсе. Как будто он во сне там гулял. Он всю жизнь мечтал туда попасть, упорно работал над лунной и марсианской программами, но завершить их не успел – подвело здоровье, подорванное в сталинских застенках. Королев прожил до обидного мало, уйдя из жизни в 59 лет.
Кстати, актер Сергей Астахов, воссоздавший в нашем фильме образ великого конструктора, уже успел получить за эту работу гран-при на недавнем фестивале «Созвездие».
– Если не секрет, во сколько обошелся фильм?
– Больше трех миллионов долларов. К счастью, нас сразу же охотно поддержала ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Королева и федеральное агентство по культуре и кинематографии. Поскольку Сергей Павлович уроженец Житомира, то навстречу пошли и украинский минкульт, и киностудия Довженко, доля участия которых в проекте порядка 10%. Кстати, сейчас Украина собирается выдвигать «Королева» на Оскар-2007. Прецедент уже был – это фильм российско-украинского производства «Водитель для Веры» Павла Чухрая.
– На что пришлось особенно потратиться?
– Например, на ракеты, которые были разработаны и сделаны специально для фильма. Единственный наш недостаток, который отметили смотревшие фильм космонавты Леонов и Гречко, по их мнению, тот, что мы рассказали лишь третью часть биографии Сергея Павловича. Но если фильм будет успешным, я надеюсь снять продолжение, где будут воспроизведены реалии уже 50-60-х годов, когда проводили испытания, например, на собаках, чьими жизнями жертвовали, чтобы не подвергать опасности людей. Ведь при Королеве в авариях не погиб ни один человек. На этот счет у него была феноменальная интуиция. Это был лидер, который не боялся брать на себя ответственность. Вот характерный пример. Ученые заспорили, как нужно запускать летательный аппарат на Луну. Одни твердили, что там твердая поверхность, другие доказывали, что зыбучие пески и все проваливается на метры вглубь. Месяц спорили, два, три. Наконец, Сергей Павлович разрешил спор, размашисто написав на документации: «Луна твердая. Королев». И через много лет его правоту подтвердили американские астронавты, высадившиеся на лунной поверхности.
Однако в будущей картине о зрелых годах Королева стоимость декораций, боюсь, будет выше в десятки раз. Это уже совсем другие финансовые вложения.
– Я слышал, что премьера «Королева» должна была состояться еще 12 января в Кремле, и прокат длиться до 12 апреля, после чего фильм должны были показать по ТВ. Почему все сместилось? У проекта есть могущественные противники?
– Противников нет. А провести премьеру 12 января – в 100-летний юбилей Королева – не получилось, потому что на этот день было намечено слишком много других торжественных мероприятий, среди которых наш фильм бы просто затерялся. Весь 2007 год выдался богатым на космические юбилеи. Это и 150-летие Циолковского (в нашем фильме его замечательно играет Сергей Юрский) 17 сентября, и 4 октября 50-летие запуска первого спутника Земли. Так что космическая тема все время на слуху. Сейчас фильмом активно интересуется Первый канал. Хочет показать его ко Дню космонавтики 12 апреля 2008 года.
В плане авторских прав с «Королевым» у нас все в порядке. Мы следовали строго по книге дочери конструктора Натальи Сергеевны Королевой «Отец». Она, кстати, недавно выпустила новое издание, изрядно дополненное материалами. Рекомендую прочесть.
– А дочь сильно вмешивалась в съемочный процесс фильма об отце?
– Как сказал о ней руководитель космического ведомства Перминов, у нее отцовский характер. Наталья Сергеевна помогала нам с материалами, давала для съемок личные вещи Сергея Павловича, звонила космическим начальникам, чтобы нас пускали на Байконур…
– Как думаете, ваш «Королев» найдет своего зрителя в нынешнем российском прокате, где сейчас собирают щедрые урожаи «Обитель зла-3», «СуперПерцы», «Ультиматум Борна» и им подобная развлекуха, которую наш зритель уже привык поглощать под хруст чипсов и бульканье пепси?
– Конечно, истории жизни реального человека, пусть даже и великого, тяжело вписаться в систему нашего кинопроката. Сравните количество кинотеатров России, а их чуть больше одной тысячи, с 30 тысячами в США. Конечно, там возможностей в 30 раз больше. В том числе и с многозальниками, где одновременно могут идти и блокбастеры, и мультики, и комедии, и авторское кино. У нас пока тяжело войти в прокат с серьезной картиной. Но на предварительных просмотрах «Королева» фильм хорошо принимала прежде всего молодежь – основной постоялец нынешних кинозалов. Ведь в картине речь идет о молодых годах основателя мировой космонавтики. Его опыт интересен для нынешних молодых, которые только начинают свою биографию. Не правда, что героями могут быть только бандиты, менты или проститутки, а в других сферах человеческой деятельности у нас как будто не было и нет великих людей. Были и есть. И наш фильм красноречивый пример тому, как нужно верить в себя, трудиться и честно добиваться своей цели. И совсем не обязательно воровать, а остаток жизни потом прятаться.
– Выход на экраны практически всех ваших фильмов связан со скандалом. На «Воров в законе» обиделись власти Абхазии, где происходило действие картины, «Звезду эпохи» опротестовали дети поэта Константина Симонова, чей образ угадывался в главном герое… Как думаете, почему так получается? Это исходит от вашего непростого характера?
– Да что вы. Я человек мирный, избегающий конфликтов, которые всегда остро переживаю. Думаете, легко мне все это о себе читать и выслушивать с экранов ТВ? Сердце ведь не железное. Хотя сейчас считается, что без скандала никакой арт-продукт не продашь. Поэтому выдумывают разное. Читаешь иногда, вот Макаревич поссорился с Ярмольником, и понимаешь, что все это специально придумано для привлечения внимания зрителей к какой-то передаче или фильму. А вокруг меня, к сожалению, скандалы завязываются как-то сами собой. Но, с другой стороны, мои фильмы-то живут. Вопреки негативной информации обо мне и моих фильмах, зритель все равно их смотрит. А это самое главное.
Комментарии