search
main
0

Юрий ГРЫМОВ: Театр для меня если не отец, то умный старший брат

Герой нового номера «УГ» не требует долгих представлений и эпитетов. Он давно завоевал признание среди деятелей искусства и культуры, а также уважение и интерес публики. Заслуженный артист РФ, режиссер театра и кино, художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов – личность разносторонняя и многогранная. Кажется, он занимался всем. В лихие 90‑е он участвовал в предвыборной кампании Б.Н.Ельцина, после ушел в музыкальную сферу и рекламный бизнес, снимал клипы для Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, Алсу и многих других. Как кинорежиссера его знают по нашумевшим фильмам «Казус Кукоцкого», «Му-му» и «Три сестры», но это лишь немногие из его работ. Сегодня настоящая любовь и дело всей жизни Юрия Грымова – театр «Модерн». Каждый спектакль он создает продуманно, вкладывая душу и считая сцену сакральным местом. Его премьера спектакля «Петр I» уже собрала аншлаги и вызвала бурное обсуждение. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Грымова для «УГ».

Юрий ГРЫМОВ. Фото из личного архива Юрия ГРЫМОВА

Юрий, хотела бы начать наше интервью с последних театральных новостей. Совсем недавно у вас состоялась премьера спектакля «Петр I». Он является частью трилогии «Антихрист и Христос». Как прошла премьера? В чем уникальность спектакля?

– Без ложной скромности скажу, что премьера прошла на ура. Подготовка была длительная и качественная, это моя принципиальная позиция: я никогда не выпускаю «сырым» спектакль или же фильм. Да, после премьеры вносятся какие-то новые корректировки, но делать на скорую руку и потом видеть грубые ошибки, как сегодня часто бывает, не в моих правилах. «Петр I» – украшение нашего театра «Модерн» и начало новой трилогии. У Дмитрия Сергеевича Мережковского она называется «Христос и Антихрист», я целенаправленно поменял на «Антихрист и Христос», подразумевая движение от Антихриста к Христу. Это движение человека от пороков и грехов к чистоте и свету. Вторым спектаклем будет «Леонардо да Винчи», третьим – «Иуда». В такой последовательности они будут выходить в течение полутора-двух лет.

В «Петре I» я раскрываю тему служения личности в лице правителя Антихристу. «Леонардо да Винчи» – о совмещении в одной личности и Антихриста, и Христа. И третий спектакль, «Иуда», о том, может ли человек сам себя простить и сможет ли он поверить, что его могут простить.

Вы сами человек верующий и приняли православие в 32 года, в зрелом возрасте. Как вы пришли к вере?

– Вы задаете мне сложный и в то же время простой вопрос. Обычно такие поступки происходят в связи с какими-то обстоятельствами, размышлениями о главном, под влиянием окружения, с возникновением вопросов и отсутствием ответа на них. Именно совокупность разных факторов приводит человека к определенным решениям и действиям. Немаловажную роль в этом решении сыграла великая Людмила Максакова, с которой мы сдружились. Я человек верующий, но не могу сказать, что воцерковленный, и моих знаний в этой теме недостаточно. Но именно вера является опорой в этой жизни. Ощущение того, что ты не один в этом мире. И чувство одиночества я не испытывал никогда. А недавно узнал, что по маминой линии в роду все были священниками. Получается, зов крови, рода тоже меня привел к решению быть православным, чему я очень рад.

В «Петре I» вы поднимаете серьезные темы, которые сподвигнут человека поразмышлять. Разве сегодня современный зритель не стремится к легкости, к иронии?

– Я бы не стал так просто относиться к зрителю. Да, время сложное, и вроде бы кажется, что людям необходима легкость. Но это не так! Сейчас, наоборот, зрителю хочется узнать о себе, о мироздании. Театр для меня если не отец, то умный старший брат. Есть такие зрители и такие театры, у которых главная функция – развлечься и развлечь. Но мне это неинтересно. Для меня театр, в частности «Модерн», – это высказывание или громкое молчание, но всегда о чем-то.

На сцене «Модерна» идет ироничный спектакль «Женитьба». Одну из главных ролей играет певица Лолита. Почему именно она? Понимаю, что привлечение звезд эстрады на сцену сегодня практика нередкая, и все же для вас такая синергия про что?

– Если говорить о «Женитьбе» и Лолите, я бы уделил внимание двум аспектам. Первый, и самый важный, в том, что я строю театр, и он меня интересует целиком, а не ввиду одного спектакля. В какой-то момент понял, что в театре не хватает чего-то ироничного, с налетом мелодрамы, сатиры. Подумал о «Женитьбе». И в одной из главных ролей я представил именно Лолиту. Сам спектакль без ее участия мне было ставить неинтересно. А поскольку к самому произведению отношусь равнодушно, то решил объединить три произведения в одно. Это было сложно, но по отношению к авторам («Женитьба» Н.В.Гоголя, «Предложение» А.П.Чехова, «Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского) я старался быть деликатным. И в спектакле «Женитьба» я построил все действие вокруг Агафьи Тихоновны, чей образ в литературе был почти поглощен стереотипом какой-то придурковатой барыни. Я показал, что испытывает женщина, когда видит вокруг себя самовлюбленных мужчин, которые считают себя подарком для женщины. В нынешних реалиях это распространенное явление.

Лолита – потрясающая драматическая актриса! Мы дружим 30 лет, еще со съемок клипов. История ее личной жизни пересекается с сюжетом спектакля, и, безусловно, с продюсерской точки зрения спекуляция на этой теме отчасти присутствует. Но это не отнимает ее таланта как актрисы. Она экспрессивная, характерная, ироничная.

Это правда, что Лолита получает абсолютно такой же гонорар, как и другие актеры?

– Для меня и для Лолиты это была принципиальная позиция. Лично я против раскола в театре. Гонорары в театре распределяются в зависимости от опыта, возраста, стажа, звания и т. д. Здесь важно понимать, что играть в театр люди приходят не ради денег. В кино актеры получают намного больше. Лолита получает такой же гонорар, как любой артист театра. У нее нет специальной гримерки, она играет два спектакля в месяц. Лолита вошла в труппу театра и, надеюсь, в ближайшее время сыграет еще в одной постановке.

В своем Instagram-блоге вы как-то обратились к подписчикам с просьбой не опаздывать: «…Мы с вами живем не в самом удобном городе. Москва огромная. Расстояния чудовищные… Но я все равно прошу: пожалуйста, дорогой наш зритель, приезжайте в театр заранее». На ваш взгляд, публика сегодня недисциплинированная? Мой вопрос касается внешнего вида пришедших. У вас есть дресс-код?

– У нас действительно есть дресс-код, но это рекомендация, запрещать я не имею права. И я рад, что нашу инициативу поддерживают большинство зрителей. За все время существования театра «Модерн» всего пару раз случилось так, что я вывел людей: один человек пришел в шортах и сланцах, а другой – в майке-«алкоголичке».

К сожалению, публика меняется. Если ко внешнему виду я отношусь более-менее терпимо, то что действительно меня раздражает – это гаджеты. Когда люди приходят в театр и сидят с включенным телефоном. Так делать нельзя! Если вы пришли в театр, имейте уважение к месту, к окружающим, к себе. Поход в театр – это не рутина, а культурное времяпрепровождение, которым вы должны наслаждаться. Приехать заранее, выпить бокал шампанского или чашечку кофе в буфете, обсудить в антракте пьесу и сделать несколько красивых фото после. Театр – это таинство, имеющее свои ритуалы.

Вы гастролируете по России. Где самая теплая публика? И как бы охарактеризовали московскую: она действительно избалованная?

– В связи с пандемией гастрольная деятельность сейчас не столь активна. В ноябре мы будем со спектаклями в Санкт-Петербурге. А самая лучшая публика та, которая купила билет и пришла на спектакль. Нет ничего хуже, чем проплаченная публика. Когда какая-либо компания покупает своим сотрудникам посещение на поход в театр. Этот зал самый неприятный и холодный.

Почему так происходит, что цены на билеты в московские театры порой превышают 15-20 тысяч рублей? Можно ли театр сделать доступным каждому?

– Театр – это роскошь. И билет не может быть дешевым. Взять, например, мой спектакль «Война и мир». На сцене около семидесяти человек, поет Хор имени Свешникова, а за кулисами еще двадцать пять человек. А есть еще 423 костюма, которые надо чистить, обслуживать, хранить и т. д. Как это может быть дешево? Никак! У нас в театре «Модерн» максимальная цена билета 10 тысяч рублей.

Вы как художественный руководитель влияете на процесс формирования цены билета?

– Есть такое понятие, что спрос рождает предложение. Но! Если «перегреть» зрителя ценой, то он скоро «закончится». Надо понимать, кто твоя основная аудитория. В театр в основном ходят люди среднего достатка. Состоятельных намного меньше, это очень инертная публика, которую надо раскачивать и завлекать. Лично я для себя решил, что работаю с широкой аудиторией. Я понимаю, что у молодежи нет пяти тысяч рублей на билет, но тысяча-две будет. Мы идем навстречу нашей публике, а не против нее. Потом важно знать, что чем раньше вы купите билет, тем он будет дешевле. Или, наоборот, премьерный спектакль дорогой, но после премьеры цена снижается. Заядлые театралы прекрасно знают об этих нюансах и покупают билеты по средним, а иногда и низким ценам.

Репертуарная модель театра претерпевает все большие изменения, задействуя в той или иной степени антрепризы. Сможет ли антреприза выместить репертуарный театр?

– Как раз наоборот! Сейчас антреприза очень сильно падает в продажах. Антреприза – это своего рода обман зрителя, 50 на 50. И выглядит это так: играют «люди из телевизора», одна табуретка на сцене, низкопробный юмор. И чаще всего в таких постановках участвуют известные актеры, но известные – не всегда хорошие. Лично мне это неинтересно. Сегодня значение репертуарного театра поднимается, и зритель готов платить деньги за качественный спектакль, где яркая тема, профессионализм актеров, декорации, атмосфера.

В Москве сегодня насчитывается порядка двухсот коммерческих и государственных театров. Каждый из них активно борется за внимание зрителя. Как вы оцениваете уровень конкуренции? Следите ли вы за постановками коллег?

– Конкуренции не существует! Мы все разные, и у каждого театра свой зритель. Например, возьмите Театр имени Вахтангова на Арбате. Это туристический маршрут, это театр со столетней историей, и, конечно, он привлекает к себе зрителей, даже просто проходящих мимо. Но есть и театры на окраине Москвы, на 50-100 мест, и у них тоже есть своя аудитория. Хотя мы боремся за одного и того же зрителя, но у каждого собирается своя публика.

Я, безусловно, посещаю какие-то значимые и интересные работы своих коллег. Из последнего – я собираюсь в Театр имени Вахтангова на спектакль «Война и мир», в начале ноября премьера.

Долгое время вы были автором и ведущим радиопередачи «Культурный код», где поднимали философские и культурные вопросы. А какой культурный код нашей страны?

– Россия держится на трех китах – вера, надежда, любовь. Это и есть наш культурный код, который работает, если в него верить!

Очень человеческие понятия. Я как раз думала, вы заговорите об искусстве…

– А другие понятия в России не работают. Сегодня время беспокойное, и каждому из нас стоит обращать внимание именно на эти понятия. Именно они нас объединяют и дают возможность жить, а все остальное от лукавого.

Юрий Вячеславович, 5 октября был важный праздник – День учителя. С какими пожеланиями вы бы обратились к педагогам и ко всем людям, имеющим отношение к образованию?

– Дорогие наши учителя, педагоги! На вас огромная ответственность, вы создаете будущее нашей страны. Я желаю вам крепкого здоровья, светлых и умных учеников, достойной зарплаты и уважения, заботы со стороны окружающих и государства! А также, пользуясь случаем, обращаюсь к учителям с приглашением к нам в театр. У нас очень лояльные цены и очень интересные спектакли. Пишите мне в соцсетях, звоните в сам театр, мы открыты и доступны. Я безмерно радуюсь, когда в «Модерн» приходят дети. Они наше будущее. И я также заинтересован, чтобы молодое поколение росло развитым, с высоким интеллектом и серьезным, настоящим внутренним стержнем.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте