На экраны страны выходит новый фильм Александра Сокурова «Фауст». «Фауст» завершает тетралогию Сокурова. Но по сути это приквел картин «Молох», «Телец» и «Солнце». Это ленты о взаимоотношениях человека и власти, о том, какую большую цену он платит за господство над другими. Не случайно Сокуров так долго шел к этой теме – идею фильма он записал в своем дневнике еще в декабре 1980 года. Но осуществить смог только спустя тридцать лет. И, как всегда, верным соратником в этой работе стал сценарист Юрий АРАБОВ
– Как вам работалось с Сокуровым?- Сценарий легко писали. С Александром Николаевичем мне всегда легко работается, он вообще не вмешивается в процесс написания сценария. Это очень ценно для меня. Правда, с финалом была проблема. Я переписывал его трижды. Саша хотел более острую ситуацию, я пошел ему навстречу, и финал получился неожиданно жестким даже для Сокурова – Фауст забивает черта камнями. Он оказался прав, потому что учел магию кино. Она ведь в чем? Никто не знает конечного результата, он слагается покадрово из труда многих людей. В итоге получилась картина о разрыве человека с метафизикой, для меня это стало в некотором смысле новостью. Нужно осознать, что, разрывая с Богом, мы разрываем вообще с любой метафизикой, в том числе и с метафизикой темного характера. Сегодня человек не верит ни в Бога, ни в черта. Мы по сравнению с людьми Средневековья как плоский лист бумаги. «Сердцевина» есть в каждом, этим мы отличаемся друг от друга, переоценить ее невозможно. Но само ее существование иррационально, нет инструмента для ее анализа, об этом нам говорил в своих лекциях философ Мамардашвили. «Фауст» – картина о том, как человек разрывает эту последнюю связь.- Насколько это произведение сегодня актуально?- Пока есть понятия добра и зла, «Фауст» всегда будет актуален. Мы вообще хотели показать, как изменилось в наше время понятие сделки. Сегодня не черт соблазняет человека, а человек черта, как это ни прискорбно звучит. К черту наблюдается давка в очереди. И не зря Мефистофель у нас меняла, ростовщик, человек, связанный с деньгами. Это вполне актуально для России, где сегодня полностью теряются представления о долге, о добре. Мы можем исповедовать любую религию, но если сердце наше пусто, если там любви нет, то все бессмысленно. Наш «Фауст» завершает тетралогию о гордости, тщеславии и зле диагнозом, почему это происходит.- Многие не могут смотреть фильмы Сокурова, говорят, что это очень трудное кино.- Притом что в картине уникальные пластика и визуальные открытия, на этот раз нам удалось сделать очень внятный фильм, очень артикулированный. Я им горжусь независимо от того, получил он приз или нет. Ведь масса идиотских картин получают большие призы, а гениальные – ничего.- Неужели для вас не имеет значения высшая награда Венецианского кинофестиваля?- «Золотой лев» ничего не изменил в нашей судьбе. Он должен был быть получен 20 лет назад, тогда мы моложе были и веселее. В нашей стране за творчеством Сокурова и отчасти моим следят несколько десятков тысяч человек, вот перед ними я чувствую ответственность за все то, что мы пытаемся делать и сказать. Для работы с такими фильмами нужны специальный прокат, арт-кинотеатры, университетская аудитория, она есть, рассыпана по всей стране. Мы приезжали как-то в Рыбинск с фильмом «Чудо», так зимой в местный Дом культуры столько народу набилось – люди на люстрах висели, пришли учителя, врачи, инженеры, которым было важно не столько посмотреть кино, сколько то, что с ними говорят искренне, как с людьми. Они от этого отвыкли.- В картине повторяется фраза: «Несчастные люди опасны».- Кто ее вставил, не знаю. Это мнение благополучных людей, которые считают, что их финансовое благополучие и есть панацея от бед человечества. Я так не считаю. Я считаю, что должно быть несчастье. Человек должен страдать. Счастливых людей не люблю. Вообще я отвечаю за текст на треть, потому что я писал сценарий на русском белым стихом, пародируя перевод Пастернака, пошутил в тексте достаточно. Но его перевели на немецкий, и все ушло, а потом с немецкого – опять на русский. Я могу отвечать только за фабулу и сюжет – они остались неприкосновенны. Но если размышлять, то несчастные люди в первую очередь представляют угрозу государству в социальном смысле. И если оно не прислушается к этому намеку, то всем будет хана.- Это политический манифест?- Нет. Хотя политика мне интересна. Но в сценарий никаких прямых политических аллюзий я не вкладывал.Интересные факты о фильме Из двух тысяч немецких актеров на роль Фауста Сокуров выбрал австрийца Йоханнеса Цайлера. Изольда Дихаук, сыгравшая Маргариту, родилась в Сургуте и прекрасно говорит по-русски. Ее мать – русская, отец – немец. В Германию актрису привезли в 9-летнем возрасте. Ханна Шигулла так хотела сыграть у Сокурова, что он придумал ей бессловесную роль как бы жены Мефистофеля, которая его постоянно преследует. Антон Адасинский, играющий Ростовщика, по пять часов ежедневно ходил в специальном костюме, который придумал польский мастер по спецэффектам. Грим ему также накладывали часами. Весь второй и третий ряд картины перфекционист Сокуров, стремящийся к идентичности, выстраивал по гравюрам, рисункам и полотнам европейских мастеров ХIХ века.
Комментарии