Сетевой образовательный краеведческий проект «Юный полярник» реализуется по инициативе председателя Московской городской Думы Алексея Шапошникова и направлен на развитие интереса учащихся к изучению Арктической зоны Российской Федерации.
Первый этап третьего сезона проекта начался с вводной лекции Федора Романенко, старшего научного сотрудника кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ, кандидата географических наук, почетного полярника.
Инициатор проекта «Юный полярник» председатель Мосгордумы Алексей Шапошников отметил:
Искренне рад, что первая лекция образовательного краеведческого проекта «Юный полярник» третьего сезона проходит именно здесь, в школе №956 в Южном Медведкове СевероВосточного округа Москвы. Ее читает Федор Александрович Романенко. Тема «Такая разная Арктика: от Кольского полуострова до Чукотки».
На сегодняшний день сотни школьников зарегистрировались для участия в «Юном полярнике». Проект стал очень популярным. Учитывая возросший интерес, в этом году в него внесли ряд важных новшеств. Участниками проекта теперь могут стать ученики 5‑10‑х классов школ Москвы. Проект проводится в три этапа по трем возрастным группам: 5‑6‑е классы, 7‑8‑е классы, 9‑10‑е классы.
Ребята получили возможность посетить уникальные увлекательные лекции, они выполняют специальные задания и выкладывают материалы, определяющие их готовность к участию в проекте, на сайте ГМЦ в разделе «Конкурсы и проекты» (konkurs.mosmetod.ru). Следующим испытанием для школьников будет Полярный диктант, в котором они проверят, смогут ли ответить на вопросы по основным темам лекций первого этапа в области географии, истории изучения, экологии Арктики. Именно он выявит победителей и призеров проекта.
Главными наградами остаются экскурсионные поездки по городам Русского Севера и экспедиция на атомном ледоколе на Северный полюс. Планируется, что в 2024 году более 100 московских школьников смогут посетить города Севера Российской Федерации и ознакомиться с историей покорения Арктики. А три победителя отправятся на Северный полюс.
Проект «Юный полярник» уже можно смело назвать настоящим школьным движением.
За эти несколько лет мы прошли огромный путь, подчеркнул Алексей Шапошников, и сделали это при поддержке наших партнеров: Департамента образования и науки города Москвы, Русского географического общества, госкорпорации «Росатом», географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Напомню, как все начиналось. Проект был запущен в 2021 году для популяризации среди молодежи темы освоения Арктики, повышения интереса к арктическим профессиям в трех образовательных комплексах в СевероВосточном округе Москвы. В моем округе, в районах Свиблово и Медведково, находятся улицы и проезды, названные именами исследователей Северного полюса: Семена Дежнева, Георгия Седова, Петра Пахтусова, Владимира Русанова. Именно так родилась идея проведения конкурса.
Цель «Юного полярника» развитие интереса московских школьников к изучению Арктической зоны Российской Федерации. В течение года для участников проекта проходят лекции в очнозаочном формате, занятия размещаются в Московской электронной школе. В пилотном режиме проект проводился с декабря 2021 по май 2022 года в трех школах СевероВосточного административного округа Москвы, где большинство улиц названы в честь знаменитых путешественников и первооткрывателей Арктики. В 2022‑2023 учебном году в проекте могли участвовать все школы города. В 2023 году второй сезон проекта завершился проведением Полярного (Арктического) диктанта. Участники, продемонстрировавшие лучшие результаты, получили памятные призы и отправились в экскурсионные туры по городам России. Торжественная церемония награждения победителей состоялась в Московской городской Думе. Абсолютные победители в составе IV научнопросветительской арктической экспедиции «Ледокол знаний»2023 побывали на Северном полюсе. В прошлом году проект «Юный полярник» стал общегородским. За год он вырос более чем в десять раз: изначально в проекте участвовали около 250 московских школьников, а во втором сезоне в нем приняли участие более 2500!
Нам удалось заинтересовать не только детей, но и взрослых, подчеркивает председатель Мосгордумы. Родители сначала помогают ребятам выполнять интереснейшие задания, а потом едут с ними в путешествия по личной инициативе. Уверен, третий сезон будет еще более занимательным. Арктика стратегическое для России направление. До 2035 года действует утвержденная Президентом РФ Владимиром Путиным Стратегия развития Арктической зоны. Для сегодняшних участников «Юного полярника» это может стать в будущем делом всей жизни!
Участник и руководитель арктических экспедиций, научный руководитель проекта «Юный полярник» Федор Романенко говорит:
Я очень рад, что школьники, родители и учителя проявляют к нашему проекту такой интерес. Хотя для меня это неудивительно, Арктика чрезвычайно притягательна! В третьем сезоне «Юного полярника» лекционный материал обновится новыми сюжетами и героями. Каждый год вместе со слушателями мы делаем открытия. Сегодня на вводной лекции мы начинаем наше путешествие по Арктике, которое закончится весной 2024 года темой легендарной высадки папанинцев на Северный полюс. В добрый путь!
Зоя ЛАРИНА
Комментарии