Школу имени В.М.Комарова в Звездном городке я открыла для себя двадцать лет назад. С тех пор мы дружим. Сюда хочется приезжать снова и снова. За эти годы коллектив несколько раз обновлялся, но главная суть сохранилась – любовь к детям, к своей профессии.
Школа была выстроена по инициативе и при активном содействии первого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина. Он же и открывал ее 45 лет назад. И осенью этого года учителя, родители, дети и все жители Звездного городка отпраздновали ее юбилей. Немало славных страниц вписали учителя и дети в историю школы. Вот только некоторые. 2001 год – разработана долгосрочная программа развития школы «Путь к успеху». В 2003 году началось участие в работе молодежной секции международных научно-практических конференций «Пилотируемые полеты в космос» в рамках национальной программы «Дети и космос». В 2006-м школа стала победителем конкурса в рамках нацпроекта «Образование». С 2006 года учащиеся школы Максим Матуско, Дарья Коренная, Надежда Малышева, Татьяна Березина были победителями и призерами Всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – космос», стали обладателями грантов Президента РФ, сейчас они студенты ведущих российских вузов (МГТУ имени Баумана, РУДН).Вот уже почти десять лет школу имени В.М.Комарова возглавляет почетный работник общего образования РФ Елена Николаевна АФАНАСЬЕВА. Как и в прошлые времена, ей удалось собрать и сплотить коллектив педагогов, думающих, умеющих учить детей на уровне современных требований и хорошо понимающих, что от обучения и воспитания зависит судьба человека.Сегодня Елена Николаевна Афанасьева рассказывает, как создаются условия для проявления способностей детей, об их достижениях, полученных благодаря широкому простору для творчества.У каждого ребенка есть определенный ему природой максимум развития, и наш педагогический долг – помочь ему его достигнуть. К сожалению, из-за большого числа учеников в классах мы не можем для каждого из них составить индивидуальную программу. Тем не менее есть другие способы выявить способности, дарования ребят и дать возможность их развить. Могу с полным основанием сказать, что у нас нет детей, которые за годы учебы в школе не смогли ни в чем себя проявить. Раскрытию природного дара детей способствуют олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции, которые проходят у нас постоянно. После уроков ребята занимаются интенсивным творческим трудом. Многие их работы, исследования, проекты, сочинения посвящаются космонавтике. Тема эта прежде всего связана с точными дисциплинами – математикой, физикой, биологией, астрономией. С другой стороны, и гуманитарии тоже могут проявить себя в этой области. Ребята всегда ждут и усердно готовятся к Всероссийской олимпиаде «Созвездие». В своих работах они рассказывают о покорителях космического пространства. Получил высокую оценку проект, повествующий о первой космической династии Волковых – Сергее и его отце Александре Александровиче. Он был выполнен на двух языках – русском и английском, на конкурсе был признан лучшим и удостоен президентского гранта. Авторы другого проекта заняли третье место и тоже получили президентский грант. В прошлом учебном году ребята ездили в город Гагарин на 37-е общественно-научные гагаринские чтения. Выступили там с сообщениями и о новых достижениях в космонавтике, и о подготовке первого космонавта к полету, и о влиянии микрогравитации на человеческий организм в космосе, а Кристина Шкаплерова представила проект «Пилотируемый полет на Марс». 12 апреля по традиции устраивается интеллектуальный марафон, посвященный Дню космонавтики. Ученики соревнуются по разным предметам, в том числе и по английскому, и тоже выступают со своими проектами. Многое ребята узнают из первых уст, от самих космонавтов, которые часто к нам заходят на огонек. В гостях у нас побывали, и не раз, выпускники нашей школы Сергей Волков и Роман Романенко. Роман пришел на встречу вместе с отцом, космонавтом Юрием Викторовичем Романенко, и матерью, Алевтиной Ивановной. Ребята превратили эту встречу в настоящую пресс-конференцию. Конечно, готовиться к любой олимпиаде, конкурсу детям помогают педагоги, советуют, направляют их, чтобы те самостоятельно мыслили, искали и находили ответы. Вместе с тем научными консультантами являются и сотрудники Центра подготовки космонавтов. Когда Таня Березина писала работу «Ненаучная фантастика о полете первого человека в космос», ее руководителем был профессор Борис Иванович Крючков, заместитель начальника ЦПК имени Ю.А.Гагарина по научной работе. Консультирует ребят и заместитель начальника ЦПК имени Ю.А.Гагарина по координации и планированию Максим Михайлович Харламов. Он знакомит юных исследователей с архивными материалами, организует сотрудничество с партнерами ЦПК имени Ю.А.Гагарина – сотрудниками НАСА и ЕКА. Особый интерес к детским научным работам проявляют Роман Романенко и Сергей Волков. Роман представил ребятам некоторые свои фотоматериалы, результаты отдельных космических исследований, которые можно публиковать. Как консультантов мы привлекаем и родителей, которые работают в ЦПК. Конечно, темы для своих работ ученики выбирают сами, что больше соответствует их наклонностям. Но порой кому-то приходится подсказывать, побуждать к какому-то занятию. В числе таких ребят был Стас Пикулев. Мальчик тихий, скромный, он старался быть в стороне, будто его ничто не могло заинтересовать. Помогла ему выйти из тени учитель истории Валентина Артемьевна Казанцева. Теперь Стас один из активистов оргкомитета по подготовке конкурса «Звездная эстафета». Мальчик увлекается пилотируемой космонавтикой, создает свои проекты. В качестве награды дважды получал путевку в «Орленок». В конце октября он в группе других наших учеников вернулся оттуда. Стас стал победителем конкурса, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Недавно мы направили документы для награждения его стипендией губернатора Московской области. Развитию способностей детей помогают наши партнерские отношения с Российским университетом дружбы народов. В октябре в Ульяновске проходил Всероссийский фестиваль «Русский язык – язык инновационных технологий», организованный университетом. На нем наши ребята выступали со своими проектами, которые получили высокую оценку. Наша задача – пробудить интерес к космонавтике у детей и за пределами Звездного городка, и за пределами государства Российского. В преддверии 50-летия полета Юрия Гагарина состоялся фестиваль «Русский язык как второй язык общения на космической орбите». Он проходил в Париже в Российском центре науки и культуры. Организовал его Университет дружбы народов. Там мы рассказывали о Центре подготовки космонавтов, о совместных российско-французских полетах, о нашей школе, в которой учились космонавты Сергей Волков и Роман Романенко. В составе нашей делегации была ученица 9-го класса Катя Кислицына. Она представила проект «Российско-французские полеты». В школе имени В.М.Комарова английский язык изучается со второго класса. Ученики хорошо знают его. Это дает нам возможность массово участвовать в олимпиаде «Британский бульдог». В этом году наши ученики впервые выступили в словарном марафоне, который проводился издательством «Пирсон Лонгман» в режиме on-line. Ученицы 11-го класса Надя Сафронова и Маша Шонина заняли в нем первое место. Ученики 6-8-х классов впервые побывали на лингвистическом конкурсе в Москве, и там ученица 7-го класса Ангелина Пучкова стала победителем. Есть еще одна замечательная олимпиада. Называется она «Кенгуру». Она предназначена для тех, кто дружит с царицей наук – математикой. И здесь наши ребята проявили себя с сильной стороны. Олимпиада «Русский медвежонок» особенно популярна у юных словесников, «ЧиП» – у биологов и экологов, «КИТ» – у программистов. Успехам ребят в предметных олимпиадах способствуют наши предметные месячники, в конце каждого устраивается праздник. Это и демонстрация проектов, и театрализованные представления. К примеру, в апреле прошел фестиваль детских проектов. Большим успехом пользовались презентации на немецком и французском языках. Готовя их, мы хотели заинтересовать тех ребят, которым еще предстоит изучать второй иностранный. Подготовка к любому празднику, конкурсу, встрече связана с привлечением дополнительной информации, дополнительных знаний, сведений. Так было и перед читательской конференцией, на которой ребята обсуждали поэму «Сказание о Невской битве» члена Союза писателей РФ, лауреата Чеховской премии Евгения Карунина. Они заранее ознакомились с этим произведением. Многое наши ученики узнали и от самого поэта, который эти события долгое время изучал по архивным документам. Конечно, очень важно развить у ребенка ум, способности, но не менее важно облагородить его сердце, его душу, научить радоваться чужим достижениям, чужому таланту и, конечно, понимать боль, страдания другого. Настоящим нравственным уроком стала для мальчиков и девочек встреча со студентами ВГИКа, участниками кинофестиваля «Святая Анна». Ими была показана документальная кинолента о доме-интернате в городе Сергиев Посад, где живут и работают люди с ослабленным зрением и слухом. Увиденное ребят потрясло, заставило по-другому посмотреть и на себя, и на окружающий их мир, убедиться, что даже нездоровый человек вполне может преодолеть многое, в том числе на первый взгляд непреодолимое, и сделать свою жизнь такой же полноценной, полезной и интересной, как и тот, кто здоров и полон сил. Воспитывая ум и сердце детей, наши педагоги учат их нравственно жить, талантливо распоряжаться своей судьбой.Московская областьКомментарийВладимир СОЛДАТОВ, руководитель Центра качества образования Академии социального управления Московской области:- Нам приятно сотрудничать с педагогическим коллективом школы имени В.М.Комарова, дружным, слаженным, открытым всему новому, тому, что поможет сегодня подготовить молодое поколение людей, знающих, умеющих жить в быстро меняющемся мире, новых ситуациях. Его возглавляет по-настоящему креативный директор Елена Николаевна Афанасьева, которая вместе со своим заместителем Еленой Николаевной Божко побуждает педагогов постоянно заниматься самообразованием, менять прежние педагогические методы на современные, более совершенные, потому что не бывает методов, пригодных для всех времен. Учителя этой школы с успехом используют технологии компетентностного подхода к обучению, формируют у детей ключевые компетенции, учат учиться, учат работать, учат жить. Школа Звездного городка наша экспериментальная площадка. Мы провели исследование, чтобы посмотреть, чего они достигли. О результатах сообщили не только учителям, но и ученикам. Предложили свои рекомендации. По сравнению с другими школами она значительно ушла вперед. Этому способствует хорошо отлаженная проектная деятельность детей. Занятия после уроков проходят не для того, чтобы просто занять ребенка, а для того, чтобы развить его способности, чтобы он хотел и стремился расширить свои знания, получить новые. Этот коллектив первым вошел в эксперимент по применению стандартов в начальных классах. С ними тоже связана внеурочная деятельность учеников. Многие учителя Звездного городка регулярно публикуют свои статьи по использованию уроков для формирования ключевых компетенций в нашем научном сборнике. Это и директор школы Елена Николаевна Афанасьева, ее заместитель Елена Николаевна Божко, учителя Наталья Валентиновна Жадобина, Галина Владимировна Сычева, Галина Сергеевна Крючкова, Людмила Дмитриевна Холостых и другие. Судя по этим публикациям и нашим наблюдениям, учителя Звездного городка стараются создать свои собственные технологии, и каждый урок даже в одной и той же параллели получается особым, неповторимым.
Комментарии