Одаренный человек талантлив во всем. Тем не менее трудно совместить в одном столько ипостасей: Елена Павловна – инженер по первому образованию, философ, мастер спорта по прыжкам с парашютом. Но главное дело ее жизни – воспитание детей. Она педагог по призванию, и педагог истинный. Ее уважают и любят не только родители и дети, посещающие детский сад №2042, но и вообще в Юго-Западном округе – добрая слава тоже быстро распространяется, а не только худая. Елена Павловна Бахарева – одна из лучших заведующих в этом округе.
Елену Павловну я встретила у ворот детского сада (она говорила по мобильному телефону) и сразу поняла, что это и есть заведующая. Энергия, жизнерадостность, теплая улыбка подсказывали мне, что малышам здесь уютно, весело и интересно.Конечно, хороших и очень хороших заведующих детскими садами у нас много. Всех их объединяет почти материнская любовь к детям. А Елена Павловна – особенная. У каждого человека в детстве всегда есть какое-то увлечение. А Елене нравилось играть с детьми, особенно с теми, кто поменьше. Какие только игры и развлечения Елена не придумывала для своих маленьких друзей! Малыши бежали к ней со всей округи, бежали, как бегут на долгожданный праздник, в театр, или в цирк, или в детский парк аттракционов. Казалось бы, вот педагог-самородок, однако неожиданно для всех Елена после окончания школы в Коканде (Узбекистан) поступила в Московский технический институт. Она получила отличный школьный аттестат по всем предметам, но точные науки были для нее особо притягательными.Окончив институт, вышла замуж, и вскоре родился сын. Когда мальчик подрос, встал вопрос о детском саде. Однако мест не было и не предвиделось. Тогда ей и предложили поработать в детсаду, и только тогда обещали взять ее ребенка. Новая воспитательница Елена Павловна не только пришлась ко двору, она почти сразу была отмечена родителями. Они видели, как их девочки и мальчики к ней привязались – лишь только завидев ее, стремглав неслись к новенькой воспитательнице. Заметив, с каким трепетом Елена Павловна относится к своим питомцам, заведующая предложила ей: «Оставайтесь у нас навсегда, у вас талант».К этому времени Елена Павловна и сама поняла, что воспитание малышей – это и есть то основное призвание, мимо которого она едва не прошла, если бы не случай. Елена Павловна заочно окончила педагогический вуз, факультет дошкольного воспитания. Надо сказать, что Елена Павловна из тех пока немногих в России людей, которые с удовольствием учатся всю жизнь. Круг интересов ее очень широк. Она окончила аспирантуру. Защитила диссертацию, в которой дан философский анализ русской социальной утопии конца ХIХ века. Работа Елены Павловны получила высокую оценку на международных конференциях философов, где она выступала с докладами. Теперь ее приглашают в московские вузы читать лекции.Но главное дело Елены Павловны – ее детище, детский садик, – она уверена, останется на всю жизнь главным. Теперь это центр развития ребенка с приоритетом эстетического направления, а до этого она поработала в других детских садах. И уже пятнадцать лет здесь.Вот что говорит о Елене Павловне ее заместитель Елена Николаевна Федосова:- Оттого что Елена Павловна такая зажигательная, она воспламеняет весь коллектив своими идеями, своей энергией могучей. Даже управа заряжается ее идеями.Не влюбиться в Елену Павловну с первого же знакомства и не подружиться с ней невозможно – настолько искрится в ее глазах добродушие, настолько она располагает к себе. Правда, что касается работы, тут дружественные отношения отодвигаются в сторону.За эти годы Елене Павловне удалось создать вместе с преданными детям воспитателями маленький мир чудес, куда малыши с удовольствием приходят ежедневно.В детском саду №2042 много необычного, например воспитатели-мужчины, большая редкость для любого воспитательного учреждения.Летом в зданиях был ремонт.- Мы каждый год делаем ремонт, а в это лето – впервые за бюджетные деньги, раньше обходились только своими силами и силами родителей, – говорит Елена Павловна.Каждый раз стараемся многое сделать по-другому, чтобы наши дети, придя 1 сентября, увидели что-то новое и приятно удивились. Они всегда очень внимательно все осматривают: как покрашена веранда, какого цвета теперь скамейки, какие проявились игрушки. Приятно видеть, когда им все нравится.Дети очень отзывчивы на ласку, на доброту. Как-то захожу в одну группу и вижу двух мальчиков, хотя их группа ушла на прогулку. Спрашиваю строгим голосом, почему они здесь. А они подходят ко мне и, обнимая, говорят: «Вы наша самая-самая любимая!». И я их тоже обняла и, конечно, тут же передумала ругать. Как говорится, устами младенца глаголит истина. Вот и стараешься отдать им всю свою душу. Они все замечают – и в чем ты одета, и какое настроение. И могут сказать: «Ты хорошо сегодня выглядишь» или: «А у тебя новые сережки?»; «А раньше у тебя такого костюма не было». И я, улыбаясь, говорю: «Это специально для вас куплено». Когда малыши замечают, что ты с ними разговариваешь на их уровне, не принижаешь их человеческое достоинство, они тебе тем же и отвечают.Как прекрасна, как дорога нам доброта, которую излучают наши дети! И родители часто выражают нам свою благодарность…Родители и педагоги в этом детском саду словно одна дружная семья.Причем человек со стороны не сразу определит, кто из них мама, а кто педагог. Интерес к детям, любовь к ним у них, кажется, одинаково искренние. А разговор между теми и другими бывает не всегда о детях, а еще и о жизни, о театре и даже о политике. Кстати, приходят на такие «деловые» встречи не только папы и мамы, а еще и бабушки с дедушками.Раз в два года собираются выпускники. Приходят не просто пообщаться друг с другом и дорогими воспитателями – каждый подготовил какой-нибудь художественный номер. Причем вместе с ними приходят и родители, и старшие братья и сестры.Кто-то из пришедших читает стихи, кто-то поет, кто-то исполняет роль звездочета или мага. Многие играют на музыкальных инструментах. Среди гостей и 10-12-летние, и даже окончившие школу. Несмотря на столько лет, которые прошли после окончания детсада, он по-прежнему для них дорог. Как после долгой разлуки дети спешат возвратиться в свой родной дом, так и бывшие воспитанники слетаются сюда, потому что здесь их тоже помнят, ждут и по-прежнему любят.Многие уже школьники приходят в детский сад по субботам, и воспитатель Александр Пушкин ведет с ними занятия театральной студии. Они готовят очередной спектакль.Как-то Елена Павловна проходила мимо школы, расположенной по соседству с детским садом, и вдруг услышала: «Здравствуйте, Елена Павловна!» Повернулась – а на заборе, как птицы, сидят ее выпускники и радостно ее приветствуют. Или, встретив заведующую на улице, спешат рассказать о себе – как учатся, что у них нового, какие оценки получают.Однажды к ней подошел взрослый парень со своим малышом. Елена Павловна долго вспоминала, кто он. Тогда он назвался, она вспомнила, каким он был шалуном. Они долго стояли, обсуждая памятные эпизоды из детсадовской жизни.А однажды пришел папа, мальчик которого уже в старших классах учился, и сообщил радостную весть: «У меня наконец-то родилась дочка! 10 лет ждали, вот и пришел с вами поделиться своей большой радостью».Елена Павловна задерживается в садике допоздна, и обязательно кто-то к ней зайдет из выпускников или родителей.Самую большую радость испытывают и воспитатели, и, конечно, Елена Павловна, когда ребенок с довольно большими проблемами в здоровье выздоравливает.Весной этого года детский сад №2042 окончила Кристина. Когда она пришла, у нее была сильная задержка в развитии. В пять лет девочка перенесла тяжелое психическое потрясение, и развитие ее остановилось. За два с половиной года педагоги, врачи, логопед, казалось, сделали невозможное. Им удалось вывести девочку из этого состояния.Благодарный папа, расставаясь, сказал: «Мы не можем просто так уйти, мы хотим сделать для садика что-то полезное» и попросил согласия поставить кондиционер. У отца Кристины и других взрослых, присутствовавших на прощальном концерте, навернулись слезы, когда Кристина вышла в зал и перед всеми прочитала небольшое стихотворение. Раньше с родителями, сверстниками и воспитателями она даже не могла общаться.- Нам, к нашей радости, – говорит Елена Павловна, – часто удается решать и более сложные проблемы, потому что рядом со мной работают высококвалифицированные педагоги.- А как вы отбираете из всех претендентов кадры, может быть, у вас есть специальные тесты? – спрашиваю я.- Я новых сотрудников подбираю по глазам. Глаза говорят все. У меня много таких, кто пришел к нам, не имея педагогического образования.Вот Саша Пушкин. Он работал у нас в охране. Я часто наблюдала, как он занимается с детьми, с какой радостью он их встречает, а они в нем души не чают. И я, естественно, предложила ему: «Иди к нам воспитателем». А что Саша ответил? «Но у меня же нет педагогического образования». – «Я тебе помогу поступить в педколледж». И Саша в него поступил, а затем еще и педвуз окончил.Другой воспитатель тоже Пушкин. Они однофамильцы. По образованию он ботаник, окончил МГУ, почвоведческий факультет, ему уже 56 лет. Но, несмотря на возраст, получил второе высшее образование.Благодаря ему в детском саду появилась комната, которая помогает экологическому воспитанию дошкольников. Назвали ее «Подводное царство капитана Немо». Потом ее преобразовали. Теперь это живой уголок, в котором кроме животных появились микроскопы. Надо видеть, с каким увлечением малыши исследуют качество воды, почву, наблюдают за растениями и насекомыми.Есть у них экологическая тропа, свой огород. Вместе с Романом Юрьевичем Пушкиным дети сажают овощи – капусту, лук, свеклу, кабачки. А осенью все участвуют в празднике «Уборка урожая». Недавно во дворе были построены теплица и стилизованная русская изба с разными атрибутами крестьянского быта. А еще настоящая мельница. Весной мальчики и девочки будут сеять зерновые, а осенью молоть муку.Так что дети этого детского сада растут знающими и умелыми. А недавно купили еще и телескоп, уже готовится площадка, чтобы вечером родители и дети могли прийти посмотреть на звездное небо. «Пусть малыши с детства знакомятся с неописуемой красотой нашей планеты», – говорит Елена Павловна. По ее мнению, детей надо учить с раннего возраста наблюдать, мыслить и творить, тем более что в школе это утрачивается. Дети в основном готовятся к ЕГЭ, они перестают мыслить, рассуждать. И речь их беднеет, и воображение.В детском саду №2042 немало замечательного, о чем невозможно рассказать в одном материале. Есть здесь аллея роз, она посвящена солдатам Великой Отечественной. А однажды было решено написать Книгу памяти. Родители, бабушки и дедушки написали о своих родных, которые участвовали в войне, принесли фотографии из семейного альбома. На открытие аллеи Памяти пришли дедушки и бабушки со своими внуками. Дети знают, что участников войны нужно помнить и чтить.9 Мая, 1 Сентября – эти праздники стали традиционными. Есть еще один, новый – герб семьи. Дети вместе с родителями придумывали, рисовали герб своей семьи. А потом рассказывали, что он означает. Это были и поделки из природного материала, в том числе и из дерева. Очень важно вовлечь в творческий процесс и ребенка, и родителей. Во многом он будет потом копировать родителей, в том числе и их отношение к делу, к выполнению какого-то задания, потому что они для него авторитет №1.Есть у Елены Павловны одна задумка – ввести дежурство родителей в группе.Ведь мамы и папы знают своего сына или дочь, какими они бывают дома, а какие они в детском коллективе, во взаимоотношениях с другими взрослыми? Это чаще всего им неведомо. Родители должны окунуться в ту атмосферу, в которой живет их ребенок. Кстати, этому способствует документальный фильм, в котором запечатлен один день в детском саду. Вот дети играют, вот умываются. Вот одеваются и идут на прогулку. Родители с удовольствием его смотрят.Коллектив педагогов и родители живут одной семьей. Не сразу, но постепенно каждая сверхзанятая мама поняла, что она должна интересоваться, как малышу здесь живется, что детсад – это не камера хранения ребенка, а дом, где его любят и где его многому учат.Родители здесь не гости, а самые активные участники воспитательного и образовательного процесса. Праздники в саду проходят нетрадиционно, необычно.Дети сидят на стульчиках. Заходят родители со свечами. И начинают выступать перед детьми – поют, читают стихи, танцуют. И эта традиция тоже стала привычной. Задача воспитателей и, конечно, Елены Павловны – воссоединить семью, восстановить, укрепить ниточку, которая связывает взрослых и детей, если она ослабла или порвалась. «Единение духовное, – считает она, – должно быть в семье. Без него ребенок не состоится как человек духовный, добрый, ответственный».Литературные вечера обычно проходят в школе. А здесь они тоже стали традиционными. Особенно запомнился всем вечер, посвященный Сергею Есенину. Звучали его стихи – их читали малыши и взрослые, – песни на его стихи. Дети внимательно слушали все, в том числе и биографию поэта. Все были поражены: дети сидели очень тихо и слушали эти романсы, не шелохнувшись. Взрослые часто думают, что малыши не поймут это, что им рано слушать классическую музыку, поэзию с философским подтекстом.- На самом деле, – говорит Елена Павловна, – они генетически предрасположены к такому восприятию. Когда мы даем им послушать классическую музыку, у них глазки блестят, лица становятся какими-то вдохновенными.У детей этого возраста появляется чувство родины. Вот меня тянет в Коканд. Там моя родина. Атмосфера, земля, солнце, природа – все действует на меня благотворно. Повышается настроение. Удесятеряются силы.В детсаду действует социально-экономическая программа. Ребят учат понимать, что такое «хочу» и что такое «надо». Для этого их прежде всего знакомят со своим микрорайоном. Они идут и видят: скамейки поломаны. На что им говорят: чтобы новые поставить, нужны деньги. А деньги составляются из налогов. А как дома? Им объясняют. Папа и мама получили зарплату, и они вместе решают, на что в первую очередь надо потратить деньги: заплатить за квартиру, купить продукты, нужную одежду. Это надо, а если останутся деньги, то можно купить что хочется. Дети это понимают. И сами устраивают ярмарку продаж. И что удивительно, только две девочки купили конфеты, а остальные – нужные вещи для семьи: клей, карандаши, тетради, краски. Одна девочка приобрела клей на каждого члена семьи. И еще воспитатели столкнулись с одним интересным итогом таких занятий. Когда дети приходят с родителями в магазин, то не говорят: «Я хочу это, купи мне». Ребенок понимает, что можно просить, а что нельзя.Каждый год Елена Павловна водит ребят на прием к главе управы. И он рассказывает, как работает, какие у него обязанности. А потом дети задают ему вопросы, часто неудобные: «Какая у вас зарплата, почему вы ездите на машине по двору? Почему в соседнем дворе есть зарплата, а в нашем ее нет?» В последний раз им показали фильм о микрорайоне детсада №2042.Вот так интересно живут дети в этом детском саду. Здесь многое делается для того, чтобы окружающий мир открылся для них во всем многообразии.
Комментарии