Прорывные технологии, мощная производственная база, конкурентоспособность и независимость государства во многом зависят от качества подготовки инженерных кадров. Наша страна всегда славилась своими инженерами и конструкторами. Лучшие традиции подготовки юных изобретателей продолжают и в наши дни.
Тесное взаимодействие Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы с Центрами технологической поддержки образования (ЦТПО) и детскими технопарками способствует укреплению и стабилизации отечественной инженерной школы, позволяет авторам проектов показывать высокие результаты на конкурсах городского фестиваля научно-технического творчества молодежи (НТТМ) «Образование. Наука. Производство». Все конкурсы в рамках этого фестиваля приказом Министерства просвещения Российской Федерации включены в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-технической), инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, а также на пропаганду научных знаний.
В 2021‑2022 учебном году в городском фестивале НТТМ приняли участие около 10 тысяч студентов колледжей и обучающихся образовательных организаций столицы.
Выявление, развитие и поддержка инициатив, оригинальных идей и прорывных проектов молодежи – приоритетное направление системы дополнительного образования города Москвы.
Ежегодно увеличивается количественный и качественный состав работ, представленных на городские конкурсы «Школа будущего», «Юные техники и изобретатели», «Ресурсосбережение: инновации и таланты», «Мастерская сказки», «История моей семьи в истории России», «Салют Победы». Особое внимание ребят привлекает конкурс «Новые технологии», который реализуется совместно со школой №548 (корпус «ЗИЛАРТ» и «Инженерная школа») при поддержке ЦТПО «СТАНКИН». Согласно положению о конкурсе участникам предлагается представить свои научные разработки в широком спектре тематических направлений и номинаций современной техносферы, таких как «Транспорт», «Космос», «Связь», «Современная энергетика», «ИКТ», «3D-моделирование, прототипирование», «Медицина, ЗОЖ», «Социальная сфера», «Автоматизированные системы управления». Продвижение инновационных идей школьников возможно посредством участия наиболее наукоемких и перспективных работ победителей конкурса «Юные техники и изобретатели» в одноименной конференции в Государственной Думе Российской Федерации. По итогам городского конкурса в 2021‑2022 учебном году профессиональному жюри представлены проекты «Telegram-бот с функцией напоминания и выдачи информации по запросу» (Олег К., 10‑й класс, Школа имени В.В.Маяковского), «Умный медицинский робот-ассистент «ADI» (Максим В., 9‑й класс, школа №354 имени Д.М.Карбышева), «Разработка Telegram-bot (Enrollee_Bot) для подбора вузов, основанного на выбранных дисциплинах для сдачи итоговой аттестации» (Вероника М., 10‑й класс, Школа имени В.В.Маяковского), «Web-квест «Космознайка» (Софья Г., 7‑й класс, школа №1367), «Проектирование мультимедийного приложения с элементами дополненной реальности» (Полина М., 10‑й класс, школа №641 имени Сергея Есенина), «Концепция модернизации уборки снега с московских дворов при обильных снегопадах» (Мария К., 10‑й класс, Школа имени В.В.Маяковского), «Манипулятор для скафандра под управлением ЭЭГ» (Михаил Р., 7‑й класс, школа №1577). Названия этих работ говорят о том, что современные школьники, изучая запросы социума и проблемы мегаполиса, предлагают обоснованное актуальное научно-техническое решение существующих проблем.
Повышенное внимание обучающихся к точным наукам, занятиям в творческих объединениях технической направленности свидетельствует о том, что современный школьник оценивает работу инженера как необходимое и наиболее важное звено трудовой деятельности. Инженер является центральной фигурой научно-технического прогресса. Специалисты такого уровня должны обладать соответствующей мотивацией, инновационным мышлением, высоким уровнем квалификации, профессиональной мобильностью. Таким образом, проектная деятельность школьников, решающая практические задачи в области точных наук, логики, техники, способствует формированию модульной системы мышления.
Из широкого спектра требований к инженерной профессии ключевыми следует считать способность находить необходимую информацию для принятия технических решений на изобретательском уровне, приобретать недостающие знания и умения, а также способность мобильно переключаться с одного вида деятельности на другую и самообучаться.
Закономерно и то, что общественное признание и престиж инженерной профессии растут и работа становится привлекательной с точки зрения статуса и материального достатка. В стране создаются крупные промышленные и индустриальные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно работать. Использование современного школьного оборудования, технических мастерских, лабораторий колледжей и вузов, посещение технопарков в большой степени влияет на увеличение количества и повышение качества представленных на городских конкурсах проектов по моделированию и робототехнике, конструированию и авиамоделизму, макетированию, программированию и прототипированию.
Молодое поколение, мотивированное работать на современном производстве, – это особый ресурс страны, являющийся составной частью государственной политики по обеспечению нового прорыва в науке и технологиях.
Людмила КРИВОШЕЕВА, старший методист ГМЦ ДОНМ
Комментарии