В начальной школе происходит закладка фундамента духовной культуры и эстетических ценностей ребенка, формируется потребность в общении с изобразительным искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, художественного самообразования. Поэтому необходима организация содержательного культурного досуга.
Дополнительное художественное образование позволяет углубить знания, полученные на уроке изо, познакомить ребенка и ввести в прекрасный мир искусств. Правильно построенная программа позволяет:- воспитать вдумчивого зрителя, способного анализировать, оценивать произведения искусств, работы своих сверстников, ориентироваться в художественном пространстве;- развить общие художественные способности (зрительная память, творческое воображение, ассоциативное и образное мышление).Младший школьник очень восприимчив, он пытливый исследователь, поэтому необходимо создать ему условия для изучения родной культуры, художественного наследия. При целенаправленном, регулярном занятии художественной деятельностью, чувствуя себя маленькими художниками в своей мастерской, окруженные атмосферой увлеченности и общим делом, учащиеся быстро осваивают язык искусства, учатся друг у друга, анализируя удачи и промахи. Дети нацелены на результат, им приходится прилагать определенные усилия, чтобы сделать шаг вперед на новую ступень соприкосновения с искусством.Главная цель дополнительного художественного образования – углубленное эстетическое развитие ребенка. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии ребенка – главный смысловой стержень программы дополнительного художественного образования. Без ярко развитого образного мышления не может развиваться творческая личность в любой области человеческой деятельности. Вспомним примеры из истории: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Вазари – титаны Возрождения, люди универсальных знаний и способностей. Они были скульпторами, архитекторами, прекрасными математиками, поэтами, учеными, окружающий мир для них был достоин изучения и восхваления. Очень важно, чтобы ребенок полноценно развивался в двух разных областях:- в сфере рационально-логического познания, где конечным результатом становится полученное знание через изучение содержания;- в сфере эмоционально-образного художественного познания через проживание содержания и создание художественного образа к формированию эмоционально-ценностных критериев. Развитие разума и чувств необходимо для формирования творческой личности ребенка.Без художественного видения мира ребенок может развиваться неполноценно, для него останутся непонятыми родная культура и современная многоликая жизнь. Искусство учит видеть взаимосвязь культур, традиций. Через соприкосновение с народным творчеством, культурным наследием ребенок осознает место своего народа в мировой культуре, воспитывается чувство патриотизма.Необходимо сказать, что дополнительное образование может помочь некоторым учащимся адаптироваться в среде сверстников, проявить себя через раскрытие художественных способностей, почувствовать важность творчества. Огромную роль играет характер ребенка и отношение к предмету. Застенчивые, но упорные дети быстро начинают развиваться. Уходит состояние неуверенности, страха. Искусство действует терапевтически.Программа изостудии прогимназии №130 построена на разных смысловых заданиях, каждый ребенок имеет право выбрать свой художественный материал, некоторые дети работают в графике или пробуют свои силы в скульптуре. Тесная взаимосвязь с уроками изо, выставочная деятельность, участие в олимпиаде по изо, конкурсах делают общение детей с искусством потребностью. Дополнительное образование дается в более свободной, комфортной обстановке. При правильной методике педагог формирует нравственные качества ученика. Знакомство с культурными ценностями вырабатывает у учащихся художественный вкус, умение сравнивать, высказывать свою точку зрения. Литература, музыка, все виды искусств, история – особая сфера духовных ценностей, сфера их выражения. Ценности, то есть человечность, каждый народ веками формировал всем опытом своей жизни. Дополнительное образование помогает осуществить межпредметные связи, иллюстрации к различным произведениям знакомят учащихся с произведениями литературы разных стран, во время занятий изучается исторический костюм народов мира, много тем посвящено русским сказкам и изучению родного национального костюма.Мои ученики занимаются в очень комфортной обстановке, прогимназия предоставила нам хороший большой класс, были закуплены мольберты, нам регулярно оказывают помощь в художественных материалах. Это очень важно для организации творческого процесса. Как профессиональный, выставляющийся художник, я понимаю, какую огромную роль играет для художника выставка! А как это нужно маленькому, вступающему в творческий мир человеку! Поэтому я стараюсь, чтобы мои ученики готовились к Рождественскому и весеннему фестивалю детского творчества в выставочном зале «Ходынка», мы участвуем в Международной выставке детского рисунка «Золотая кисточка», в конкурсе имени Нади Рушевой, олимпиадах по изо. Хочу обратить внимание на то, что круг участников расширяется, неуверенные в себе дети постепенно крепнут, догоняют более сильных. Дух соревнования помогает детям развиваться, многие ребята сближаются, работают парами, укрепляется дружба. Особая атмосфера искусства привлекает ребят с разным уровнем знаний. Иногда в студии начинают заниматься очень сложные дети, уроки им помогают, это видно не только по увлеченным глазам детей, но по тому, как регулярно они ходят на занятия, многие стараются их не пропускать. Все работы мы обязательно доводим до завершения. Не разрешается бросать начатую работу, ведь для творческого роста нужно научиться вдумчиво работать. Мне кажется, что в нашей прогимназии уже существует союз маленьких художников, который живет своей полноценной жизнью. Работы ребят можно увидеть на стенде изостудии, они украшают интерьеры прогимназии. Видя нужность своих работ, ребята совершенно по-другому относятся к занятиям.Хочу отметить важность роли педагога в обучении. Я стараюсь как можно больше рисовать рядом с детьми, у нас очень простое общение: если им что-то неизвестно в построении, пропорциях предметов, человека, животных они обращаются ко мне, я стараюсь в очень простой форме объяснить и обязательно показать, как нарисовать. Дети все очень быстро воспринимают. Главное – учить их правильно, постепенно усложняя задачи. Программа в изостудии рассчитана на несколько лет обучения, расширяясь и захватывая более широкие темы к четвертому классу, когда у ребенка уже сформированы определенные навыки работы с художественными материалами. Очень интересны задания с натуры, мы знакомимся с простыми натюрмортами, я стараюсь их ставить тематически: «Осенние цветы», «Овощи», «Гжель», «Натюрморт с самоваром». Учитывая юный возраст моих учеников, главной задачей становится интересное композиционное решение и колорит. Азы построения натюрморта, конечно, объясняю. Ребятам нравится решать новые задачи. В программе изостудии заложена смена разных заданий – от фантастических до жизненных, основанных на личном опыте ребенка.Имея четверых рисующих детей, трое из которых обучаются профессионально, хочу еще раз обратить внимание на необходимость правильного поступательного обучения. Ошибочно думать, что маленький ребенок не способен воспринимать художественную грамоту, великий итальянский живописец Джотто в четыре года открыл закон перспективы, Карл Брюллов с раннего возраста был приучен отцом к труду: наблюдать, рисовать, анализировать. Постепенно ставятся глаз, рука, растет багаж образов, мир предстает перед маленьким человеком интересным и увлекательным. Педагог должен раскрыть красоту мира, увлечь, для этого надо быть самому творческим человеком. У детей есть чему поучиться: неожиданные цветовые, композиционные решения, образы удивляют состоявшихся художников. Очень важно серьезно относиться к детскому творчеству, это самый важный этап становления личности, можно не стать художником, но свой детский творческий опыт взрослый человек никогда не забудет. Творчество – особый мир, дающий возможность по-другому видеть, чувствовать, сопереживать.Творческая атмосфера студийности помогает лучше освоить сложную художественную грамоту. Искусство всегда носило воспитательный характер, постепенно вводя маленького человека в сложный мир художественной культуры.Виктория АФОНСКАЯ, педагог дополнительного образования прогимназии №130, художник, член МСХ, МОСХ России, МХФАнонсМы ждем вас на интересном заседании Московского городского театрального клубаТеатральная студия «Арлекин» Центра детского творчества города Лесного Свердловской области приглашает детей и взрослых на спектакль по произведениям Артура Гиваргизова, Олега Кургузова и Сергея Седова «До воскресенья!».Студия «Арлекин» существует уже 20-й творческий сезон и была успешным участником самых разных фестивалей детского театрального творчества.На спектакль приглашаются дети старше 10 лет и взрослые.Мы надеемся, что на спектакль придут авторы текстов и другие замечательные детские писатели.Спектакль состоится 26 марта 2011 года в 13.00в Центре образования №686 «Класс-Центр»по адресу: Москва, Большая Академическая улица, дом 11 «а».Проезд: метро «Войковская», далее троллейбус №57 до остановки «Улица Приорова, Институт ЦИТО»
Комментарии