Общеизвестно, что сельская школа и хозяйство друг без друга существовать не могут. Чтобы село процветало или оставалось на прежнем уровне, а школа продолжала учить детей, между ними должны быть взаимосвязь и взаимоподдержка. А если каждый сам по себе, как две параллели, которые никогда не пересекаются, или два берега, которые никогда не сходятся, тогда есть реальная опасность того, что деревня исчезнет с карты региона, и школа тоже.
Как в 70-80 годы прошлого столетия, так и сегодня сельское население продолжает устремляться в города в поисках более оплачиваемой работы. Особенно страдали и страдают от такого оттока села, расположенные вблизи областного центра. Село Саметь, от которого до Костромы 15 километров, можно считать исключением. Наоборот, некоторые работники местного колхоза «ХII Октябрь» и некоторые учителя приезжают сюда из города. А сокращение учеников, начавшееся в начале 90-х годов, пошло на убыль, их число даже будет расти.
Саметская девятилетняя школа считается малочисленной (не надо путать с малокомплектной). В ней сейчас всего 72 ученика. Кстати, малокомплектные школы в области давно не закрываются. Последняя была закрыта четыре года назад по просьбе самих родителей. Они в своем заявлении писали: «Хотим, чтобы наши дети получали более качественное современное образование».
В Самети сложилась хорошая традиция: колхоз «ХII Октябрь» и школа, которую много лет возглавляет Виктор Рябинин, живут общими интересами, помогают друг другу. А заложила ее прославленная в недавнем прошлом на всю страну дважды Герой Социалистического Труда Прасковья Малинина. Она более 30 лет возглавляла это хозяйство и построила Саметскую школу, которую считала своим детищем.
Нынешний председатель колхоза Михаил Васин, депутат областной Думы, сохранил и развивает то, что стало укладом жизни этого села при Прасковье Малининой. Он говорит об этом так: «Нам было очень трудно сохранить в 90-е годы такую форму собственности, как коллективное хозяйство. Нельзя разрушать то, что создавалось десятилетиями, что наживалось общими усилиями. Как делить то, что принадлежит всем, – землю, небо, Волгу, как наконец разделить общую память и общую боль за судьбу родной земли?!»
Бурные ветры 90-х, конечно, не пощадили и это, когда-то самое сильное в области, хозяйство, но оно осталось, не развалилось на части. Удалось сохранить и малининское заботливое отношение к каждому, кто живет в Самети.
Михаил Николаевич продолжает программы, начатые Малининой. В колхозе возводится жилье, газифицируются дома, вовремя выплачивается и немалая зарплата. Используются новая техника и новые технологии: новые агрегаты по подготовке почвы, сеялки точного высева, техника для обработки посевов. Заботится он и о будущем хозяйства. Эту проблему решает совместно со школой. Здесь тоже действуют сложившиеся традиции. Сохранилась ученическая трудовая бригада, каждое лето открывается трудовой лагерь. За выращивание корнеплодов на своих полях колхоз премирует школу, а ребятам платит зарплату. Было время, когда все деньги перечисляли школе, а теперь и ученики получают вознаграждение.
Многие ребята, привыкшие трудиться на земле, после школы остаются в селе, становятся в основном механизаторами. Иные школы гордятся тем, что большинство их выпускников поступают в вузы, а Саметская тем, что ее ученики становятся колхозниками уже в современном значении этого слова. В Самети вообще самый большой процент «закрепляемости» – 50%, а в целом по области – только 15%. Хозяйство и школа совместными усилиями воспитывают рачительных хозяев, а не просто наемных рабочих.
Даже в трудные девяностые колхозникам регулярно платили зарплату, а учителя по распоряжению председателя получали ощутимую доплату к своим маленьким окладам. Ребятам, которые хорошо учатся, колхоз платит стипендии: отличникам – 200 руб. в месяц, хорошистам – 100 руб.
Председателя колхоза Михаила Васина часто можно видеть в школе, а ее директора Виктора Рябинина – в правлении хозяйства: он член планерки и поэтому участвует во всех совещаниях. В свою очередь в совет школы входят: Михаил Николаевич, кстати, награжденный медалью «Образование», и главный агроном Валентина Николаевна Васенева. Она ведет в школе занятия по агротехнике.
Несколько учителей ездят в Саметь из других сел. Колхоз раньше оплачивал им проезд, а недавно выделил специальный автобус.
Проблемы школы и проблемы села одинаково волнуют Михаила Васина. Он часто сам интересуется, в чем нужна его помощь. В прошлом году в школе никак не получалось создать спортивную секцию, в которой дети могли бы заниматься по вечерам. Узнав об этом, Михаил Николаевич отыскал квалифицированного специалиста и теперь оплачивает его труд. Как-то к нему пришли представители сельской общественности и сообщили, что по своей инициативе собрали с односельчан 8 тысяч рублей на строительство детской игровой площадки. Но этого мало, Михаил Николаевич тут же предложил выделить недостающую сумму и найти строителей. Теперь в Самети есть где погулять с маленькими детьми.
Родители довольны тем, какие знания получают их дети, желающие легко сдают экзамены в вузы. Здесь работают педагоги, настоящие мастера, авторы оригинальных разработок уроков: учитель начальных классов Вера Головкина, заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям Алексей Рябинин, учитель русского языка и литературы Галина Барабанова, учитель физики и руководитель ученической бригады Елена Коновалова. Школа имеет современное оборудование. Конечно, в этом есть заслуга хозяйства. Но и сам педагогический коллектив вложил в это значительную сумму – школа получила миллион за участие в приоритетном национальном проекте «Образование». Директор Виктор Рябинин и его заместители Татьяна Смирнова и Ирина Бубнова с гордостью показывают оснащение классов и спортивного зала. В здании полностью обновлена мебель. Появились два тренажера, баскетбольные щиты, каких еще нет даже в областном центре. Создан компьютерный класс. Учительская, библиотека, методический кабинет, кабинет информатики объединены в единую сеть. На уровне пользователя компьютером владеют все педагоги.
Многие ученики участвуют во всероссийских и областных конкурсах и нередко побеждают. Внучка Прасковьи Малининой – Наташа Малинина – в областном конкурсе «Лидер» заняла III место и получила путевку в «Орленок».
Саметскую школу можно по праву считать сельским культурным центром. Дети получают музыкальное образование (районная музыкальная школа открыла здесь свои классы). Они обучаются изобразительному искусству (районный Дом детского творчества присылает своих специалистов).
Но есть здесь еще одно направление, которым гордятся все. Это конно-спортивная секция.
В начале 90-х, когда стало уменьшаться хозяйство (закрыли звероферму, молокозавод), почти опустела и конюшня: лошадей нечем было кормить. Осталось несколько, они едва держались на ногах. Школьников, которые в былые времена захаживали на конюшню, такая ситуация сильно взволновала, и они вместе с Ольгой Владимировной Шихановой, ныне руководителем конно-спортивной секции, бросились их спасать.
Каждую лошадь выхаживали 2-3 ученика. Дежурили возле них чуть ли не круглые сутки. Одновременно помогали ремонтировать конюшню, от которой, по существу, остались одни полуразрушенные стены без крыши и дверей. Теперь здесь двенадцать лошадей, холеных, сверкающих атласной шерстью. Ольга Владимировна с детства любит лошадей, родители были против такого увлечения, но она, закончив технический вуз, все-таки ушла к этим животным. И теперь передает эту любовь детям. Она говорит о каждой лошади, как о человеке, которого обожает. Конюшня существует за счет пожертвований, некоторую часть которых составляют личные деньги Ольги Владимировны. Есть одно спортивное снаряжение, купленное ею на свои средства.
Вот уже несколько лет юные амазонки и наездники участвуют в соревнованиях, в том числе и всероссийских. Наиболее популярна у них среди прочих видов соревнований вольтижировка – выполнение на бегущей или скачущей по кругу лошади различных упражнений, как на гимнастическом бревне: соскоки, перемахи, «ножницы», стойки на голове. По вольтижировке они занимают третье место в России. Каждый обязательно полностью ухаживает за своей лошадью: кормит, чистит ее, убирает стойло. Костюмы для выступлений ребята шьют сами из старых занавесок. Дружба с лошадьми изменила самих подростков. Они перестали драться, хулиганить, стали добрее и отзывчивее.
Труд для юных жителей села Саметь, любой, в том числе и на земле, – это и преодоление, и наслаждение, и осознание пользы для себя и для общества. Это и основа нравственного отношения к жизни.
Саметь, Костромская область
Комментарии