30 октября Омский государственный педагогический университет отмечает 75-летие. Первые 120 студентов вуза обучались на трех отделениях: русского языка и литературы, физико-математическом, биолого-химическом. За 75 лет университет превратился в современный научно-образовательный комплекс, в структуре которого – 16 факультетов, Институт непрерывного профессионального образования, «сельские» филиалы в Таре и Нововаршавке Омской области. На 65 кафедрах университета работают около 600 преподавателей, более половины которых имеют ученые степени.
Сегодня здесь учатся более 10 тысяч студентов – будущих бакалавров, магистров или дипломированных специалистов. На двухуровневую систему ОмГПУ перешел в начале 90-х – в качестве эксперимента и первым в Сибири. Педагогический вообще чуток к новейшим технологиям, имеет собственное издательство, отдел компьютеризации, сеть специализированных учебных аудиторий и лабораторий. Библиотечный фонд насчитывает около 700 тысяч книг; работают 6 читальных залов с компьютерами, подключенными к сети «Интернет». ОмГПУ располагает пятью учебными корпусами, общежитиями, полевым стационаром, санаторием-профилакторием. Но деятельность университета не ограничивается программами высшего образования. Здесь реализуются довузовские и послевузовские программы. Под эгидой педагогического вуза в школах Омской области работает более 20 экспериментальных педагогических площадок. Весной на базе педуниверситета создан Научный центр Российской академии образования, призванный стать координатором научно-исследовательской, теоретической и практической работы научных организаций, вузов и школ области.
На веяния времени Омский государственный педагогический университет отвечает появлением новых специальностей. В 1993 году, когда ОмГПУ в числе немногих педвузов Российской Федерации был переименован в университет, началась профильная подготовка по информатике, и спустя два года создан факультет информатики. В 1994-м организован факультет психологии и педагогики, а в следующем – факультет дошкольной педагогики и психологии. Уже в XXI веке открыты факультеты: философский, экономики и менеджмента. Новые специальности отвечают запросам нынешней молодежи – социально-культурный сервис и туризм, связи с общественностью, логопедия, дизайн, музыкально-компьютерные технологии.
Педуниверситет имеет прочные долговременные связи с вузами и другими образовательными учреждениями Франции, Англии, КНР, Польши, ФРГ, США. Многие студенты и выпускники ОмГПУ желают продолжить обучение за рубежом. Им, а также ученым, заинтересованным в проведении исследований и чтении лекций в других странах, помогает управление международного сотрудничества ОмГПУ. Использование зарубежного опыта, конкуренция на мировом рынке труда, интеграция в мировое образовательное сообщество через участие в образовательных программах, сотрудничество с зарубежными партнерами открывает студентам и выпускникам университета перспективы для научного и творческого развития. Впрочем, ОмГПУ занимается и «местным» трудоустройством студентов, которое волнует Константина Александровича Чуркина, ректора ОмГПУ, гораздо больше.
– Образование, полученное в ОмГПУ, позволяет уверенно чувствовать себя на рынке труда: наши выпускники, уходящие в другие сферы, легко адаптируются там, где нужны коммуникативные качества, – говорит Константин Александрович. – Процент наших выпускников на бирже труда очень низок – всего лишь 0,3 процента. Приятно, что доля сельских студентов в вузе непрерывно растет – потребность современного молодого человека в педагогическом образовании есть. И тем не менее последние 10-15 лет приток молодых учителей не только в сельские, но и в городские школы значительно снизился. Более 50 процентов учителей, работающих сейчас в школах Омска и Омской области, имеют стаж работы свыше 20 лет. Между учителем и учеником возникает пропасть: возрастная, идеологическая, культурная, информационная наконец. Тем более что в школе не происходит существенных изменений, хотя наука и педагогика ушли далеко вперед. Школе давно нужен молодой учитель, который осознает необходимость перемен и способен двигаться к этим переменам вместе с коллективом.
Эту проблему мог бы решить механизм распределения выпускников, но… ущемив права современного молодого человека. Более рациональное решение, по мнению Чуркина, – это механизм целевого набора. Правда, система целевого набора решает только количественные трудности, но не решает трудности качественные. Район делает целевой заказ на определенное количество специалистов – выпускников педвуза, но совершенно не интересуется, какие именно специалисты придут работать. Усилиями ректора педуниверситета и его команды целевые направления начали финансово поддерживаться со стороны областных властей – пока немного и потихоньку. Но шаг сделан, область заинтересовалась качеством финансируемых ею специалистов. ОмГПУ тоже помогает таким ребятам – и стипендией, и особой методической подготовкой к работе в сельской школе, и возможностями в сфере дополнительного образования. Тем более что кроме учителя-предметника современная школа нуждается в руководителе. Рыночные условия требуют от школы относительной самостоятельности, независимости от чиновничьего аппарата, и ОмГПУ выпускает менеджеров в образовании, готовится открыть магистратуру по этому направлению.
Омский государственный педуниверситет входит в тридцатку лучших педагогических и лингвистических вузов среди 82 российских вузов. Неплохой показатель для сибирского университета, учитывая его молодость. Но несмотря на юный возраст и множество «непедагогических» направлений вуза, с легкой руки ректора главное в ОмГПУ – особая аура подготовки учителя.
Комментарии