Ей всегда нравилось работать со словом. В школе училась в филологическом классе, сочиняла рассказы: в основном для себя, иногда участвовала в конкурсах. Может быть, стать журналистом? Но поступила Ксения в Уральский педагогический университет. Специальность, конечно же, «русский язык и литература». Это близко тому, что нравилось: тоже взаимодействие с текстом, анализ произведений, написание сочинений. Пойдет ли в учителя, не была уверена, пока не прошла педпрактику. Оказалось, общение с детьми для нее плюс. Русский язык преподавала тогда в общеобразовательной школе, а литературу – в гимназии. Посмотрела и обычное, и статусное учебное заведение. В обоих чувствовала себя комфортно. Конечно, стажировка и профессиональная деятельность – разные вещи: на практике провела 10 уроков за два месяца, а на работе 24 урока в неделю. Но именно во время стажировки Ксения РЫЖКОВА поняла, что обязательно попробует себя в качестве педагога. Получив диплом специалиста, устроилась в общеобразовательную школу №57 Екатеринбурга, где трудится второй год. Параллельно учится в магистратуре.
Первый раз в пятый класс. Свой первый урок Ксения Андреевна провела год назад у пятиклассников, к которым была назначена классным руководителем. Испытала гамму эмоций. Можно ли назвать то чувство страхом? Приподнятость, сильнейшее волнение и, главное, осознание, что ты резко меняешь статус. Был студентом, тебя учили, и вот теперь ты учишь других. А также ответственность за детей, которых тебе доверили. «Я просто ощущала ее на своих плечах. Меня она не тяготит, но подозреваю, что именно эта сторона педагогического труда для некоторых становится тяжким грузом». 57-я школа невелика – 430 детей. Нынешний шестой класс один в параллели, но зато в нем 30 человек, да еще два восьмых по 25 человек – вот поле деятельности молодого учителя Ксении Рыжковой. Чем дети старше, тем, представляется ей, с ними легче: они более усидчивые и серьезные. Педагоги с опытом говорят: прежде чем делать выводы, нужно отработать три года, это тот минимум, который позволяет почувствовать профессию и себя в ней. Однако некоторые стороны профессии Ксения Андреевна уже оценила и поставила большой плюс. – Я чувствую, что все время меняюсь, нахожусь в развитии интеллектуальном и душевном. Редко какая работа дает подобный импульс для движения. Идет постоянный диалог, общение с детьми, коллегами, с самим собой. На уроках возникают ситуации, которые подталкивают к рассуждениям, обдумыванию чего-то. Каждый урок – это творчество. Когда входишь в кабинет, сразу ощущаешь, в каком настроении сегодня класс: сидит тихо, готов к опросу или разболтан, не может сосредоточиться. – Ученики, наверное, тоже считывают состояние учителя? – Думаю, да, и потому педагог должен быть максимально собран вне зависимости от того, что происходит в его жизни. Почти как артист: на сцене всегда с улыбкой, всегда в образе. Нельзя быть расслабленным, не в тонусе. Это и трудность, и привлекательная сторона работы учителя – неизменная творческая составляющая. Каждый урок требует конструирования. План, конечно, существует, но развернут он может быть по-разному. – У вас это получается? – Не всегда, но стараюсь владеть ситуацией и владеть собой. Еще так многому нужно научиться!С молодыми педагогами в Свердловской области проводится большая работа. В Доме учителя организуются специальные семинары, действуют различные образовательные программы. Вот только внеурочная деятельность остается пока за пределами методической поддержки. Ксения Андреевна видит собственную перспективу в освоении этой составляющей учительского труда: «Хочется не уговаривать ребенка принять участие в каком-то мероприятии, тем более не заставлять, а заинтересовывать». Уместными советами помогают коллеги по школе. Куратором Рыжковой в первый год ее педагогической деятельности выступила завуч Ася Ивановна Пименова: присутствовала на уроках, анализировала ее стиль общения с детьми, отвечала на любые вопросы. Коллектив помог Ксении Андреевне почувствовать себя нужной. «Это вообще замечательное качество профессии учителя – ощущение собственной нужности», – считает молодой педагог. Можно добавить – ощущение обоюдной нужности: важно, чтобы сам учитель тоже испытывал потребность в детском обществе. Рыжкова убеждена, что дети по натуре добрые: «Каждый раз, когда возникают нестандартные, возможно, негативные ситуации, я всегда знаю: они так ведут себя не со зла, а скорее по неразумению». Обнаружились ли подводные камни профессии за год работы? Не без этого. Первое, обо что спотыкается молодой человек, у которого по определению много жизненных интересов помимо работы, – это фактор времени. С одной стороны, в школе-односменке рабочий день завершается к обеду или чуть позже. С другой стороны, дальше наступает период кажущейся свободы, но реальной загрузки. Все традиционно: тетради, конспекты, подготовка к урокам, а уж сколько часов на это потратишь, твои личные проблемы. Учительский труд не отпускает, не позволяет расслабиться, заставляет постоянно думать о завтрашнем учебном дне. Второе испытание – ведение двух дневников, бумажного и электронного. Учитель выполняет двойную работу, много времени тратит впустую. Но, возможно, подобная ситуация не продлится долго, это переходный период, и завершится он, конечно, «победой» электронных документов. – Заработная плата, насколько она привлекательна? – В данный момент уровень зарплаты меня устраивает. В будущем, надеюсь, за счет доплат за категорию, качественные результаты, дополнительные должностные обязанности зарплата приблизится к тому уровню, который я считаю приемлемым для человека с высшим образованием. – У педагогов невелик карьерный люфт, вас это беспокоит? – Профессиональный успех педагога – это успех детей в олимпиадах, при поступлении в вузы, это собственный методический и научный труд. Учителю нужно не только вести свои уроки, но и быть активным и заметным вне школы. Время требует мобильности, открытости, и мне это нравится. Екатеринбург
Комментарии