Всероссийская олимпиада школьников – одно из наиболее заметных явлений на образовательном пространстве страны. По своим масштабам и содержанию она практически не имеет зарубежных аналогов и по праву может считаться национальным достоянием. Ежегодно в олимпиаде принимают участие около полумиллиона учащихся практически из всех уголков России.
Комментарий «УГ»Сегодня в нашей стране проводится более 200 олимпиад.Всероссийская олимпиада школьников проходит по всем учебным дисциплинам. Их в базисном учебном плане – 21.Из существующих олимпиад одна из самых почтенных по возрасту – астрономическая олимпиада города Москвы, которая проводится почти 60 лет. Она явилась первым и в течение нескольких десятилетий оставалась единственным в мире состязанием такого рода.Математические олимпиады также имеют давнюю историю. Официальная нумерация Всероссийской математической олимпиады школьников началась с 1961 года, а состоявшуюся в Москве в 1960 году первую математическую олимпиаду, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, называют «нулевой».Первая олимпиада по физике была организована для московских школьников Московским государственным университетом в 1938 году. В дальнейшем такие олимпиады стали проводить Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие вузы Москвы. Почин москвичей поддержали в других городах Советского Союза.И по инициативе МФТИ в 1962 году состоялась первая Всесоюзная олимпиада школьников по физике, в которой приняли участие свыше 6500 школьников из 58 городов и поселков.
В олимпиадное движение включены тысячи педагогов и ученых. Это помогает внедрению в практику массовой школы инновационных образовательных технологий. Участие в предметных олимпиадах дает российским школьникам массу возможностей для их личностного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых для успехов в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов в избранный вуз, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельного мышления, а также проверка себя и своих сил, самореализация. Хотела бы подчеркнуть, что неверно рассматривать Всероссийскую олимпиаду как некий отборочный тур для приема в вузы. Тем более что количество призеров Всероссийской олимпиады, поступивших в вузы по ее итогам, не так велико по сравнению с общим набором. Главная ее задача – выявление, поддержка одаренных детей, создание наиболее благоприятных условий для развития их интересов и способностей, содействие им в продолжении образования и профессиональном самоопределении. У Всероссийской олимпиады славная история, насчитывающая уже около 40 лет. Кстати, одной из старейших наших олимпиад является олимпиада по астрономии. Сейчас Всероссийская олимпиада школьников проходит по 21 учебной дисциплине. Олимпиада ежегодно наращивает свой потенциал, включая в свои ряды все новых и новых участников. Между прочим, сейчас очень сильны на международном уровне наши юниоры, то есть команда самых юных школьников – до 8-го класса. Как и всякое нерядовое событие в жизни, олимпиада оказывает на своих участников очень сильное влияние, становится настоящим праздником. Главное, чтобы участие в олимпиаде было связано с жизненными целями и планами ребят, помогало решению их личностных задач и максимально реализовывало их потенциал. Всероссийская олимпиада школьников – это творческое явление, которое создается творческими людьми для творческих людей. Свидетельство тому – наши победы на международном уровне. Так, в этом году, который был особенно удачным для нас, ребята привезли 14 золотых медалей, среди них 6 по математике. Вообще российское математическое и естественно-научное образование до сих пор одно из самых сильных в мире. Разумеется, это отобранные ребята, как правило, ученики профильных лицеев и гимназий, с которыми работают лучшие педагоги. А главное – это талантливые дети, увлеченные наукой, будущая научная элита нации. Они мотивированы на получение знаний, на успехи на научном поприще. Наша задача – их поддержать, помочь раскрыться их таланту. Если же говорить о главных проблемах олимпиадного движения, то они лежат в основном в финансовой плоскости. Необходимо увеличить бюджеты субъектов, чтобы проведение олимпиады, особенно ее заключительного этапа, было настоящим праздником и для ребят, и для их педагогов. Особым вниманием должны быть окружены педагоги, которые занимаются с одаренными детьми. Я думаю, их нужно стимулировать и морально, и материально. Их должны знать в лицо, как тренеров наших спортивных команд. Необходимо, на мой взгляд, чтобы эти люди могли встречаться с руководством страны точно так же, как учителя года, как лауреаты президентских премий в рамках национального приоритетного проекта «Образование». И конечно, такие учителя должны автоматически получать более высокую профессиональную категорию.
Олимпиадное движение постоянно развивается, не стоит на месте. Положение «Об утверждении порядка проведения олимпиады школьников» от 22 октября 2007 года №285 призвано упорядочить все те олимпиады, которые проходят в России, а их на сегодня насчитывается более 200. В первую очередь это касается упорядочивания вузовских олимпиад.
Светлана ДЕМИДОВА, заместитель начальника Управления учреждений образования и реализации национального приоритетного проекта Федерального агентства по образованию
Комментарии