Пандемия коронавируса спровоцировала переход на всеобщее дистанционное обучение и выявила, особенно в сфере общего образования, острую потребность в качественном образовательном контенте. В авральном порядке педагоги меняют рабочие программы…
…осваивают платформы и мессенджеры, переводят слова в цифру, щедро обмениваются с коллегами презентациями, иллюстрациями, учебными видео и ссылками на полезные интернет-ресурсы. В вузах еще более востребованными стали массовые открытые онлайн-курсы и лабораторные работы с технологией удаленного доступа.
В этой экстраординарной ситуации вопрос о соблюдении авторских прав не всем кажется уместным. Дефицит времени на подбор и создание средств дистанционного обучения, кажется, не оставляет выбора: подходящие материалы используются, даже если они добыты пиратским путем. По нашим наблюдениям, и в более спокойные исторические периоды педагоги часто объясняли хронической нехваткой времени нехватку в своих материалах ссылок на источник заимствования цитат и фамилии авторов результатов творческого труда. Действительно, время для педагога – один из наиболее ценных ресурсов, и его экономия во многих случаях оправдана. Однако мы продолжаем утверждать, что те, чье правовое сознание не принимает “законов военного времени”, в долгосрочном плане выиграют значительно больше.
Заметнее всего выгоды соблюдения авторских прав проявляются на массовых открытых онлайн-курсах (МООК): такие курсы создаются в расчете на длительное использование и на огромное количество пользователей, в их создании всегда принимает участие несколько человек (порой достаточно большой распределенный коллектив), правообладателем готового продукта обычно является образовательная организация или иное юридическое лицо. Поэтому разработка МООК требует комплексного управленческого подхода, который включает в том числе решение правовых вопросов. Для того, чтобы в дальнейшем свободно использовать новый учебный курс, в процессе его разработки организация-правообладатель должна строго придерживаться норм авторского права.
Во-первых, все материалы курса должны быть лицензионно чисты. Даже очень большой курс не должен содержать ни одной иллюстрации, фотографии или аудиотрека с нарушением прав их авторов. При этом в своей практике мы постоянно наблюдаем удивительно живучий миф о том, что авторские права на произведение не действуют, если произведение используется в образовательных целях. На самом деле существующие правила предусматривают ряд небольших послаблений для образовательного контента, но разработчикам онлайн-курсов не стоит слишком уж полагаться на эти исключения. Следует использовать надежные источники заимствования (например, профессиональные фотобанки) и рядом с каждым заимствованным произведением указывать имя автора и источник.
Во-вторых, необходимо точно определить роль и вклад в создание курса каждого члена коллектива. В команде разработчиков всегда есть сотрудники, вносящие личный творческий вклад в разработку программы, дидактических материалов, иллюстраций и презентаций, сценариев и т.д., – это авторы (или соавторы) курса. Организация-правообладатель должна оформить с каждым автором документы, закрепляющие передачу исключительного права на созданные произведения и обязательства по охране авторских прав. При любой форме договора авторы сохраняют за собой личные (неимущественные) авторские права, в том числе право на имя и право на вознаграждение. Если в создании курса принимают участие режиссеры и дикторы, если педагоги образовательной организации привлечены к созданию курса в роли артистов-исполнителей, организация-правообладатель обязана обеспечить охрану их смежных прав. Сотрудники, выполнявшие организационно-техническое сопровождение разработки и не внесшие творческого вклада в создание курса, не должны причисляться к числу соавторов курса.
В-третьих, образовательная организация, организовавшая разработку учебного курса, должна закрепить свой статус правообладателя составного произведения, которым является созданный курс. Для этого необходимо позаботиться о документальном оформлении исключительного права, поставить объект интеллектуальной собственности на бухгалтерский учет. Эти действия открывают организации путь к легитимному распространению курса и его коммерциализации.
Школьные авторские видеокурсы по программам общего образования, в отличие от МООК, создаются небольшими группами учителей; часто единственный автор курса совмещает роли методиста, сценариста, режиссера и исполнителя. Для публикации авторского курса на видеохостинге или на специализированном портале обычно не требуется участия образовательной организации, поэтому такие курсы не становятся объектами бухгалтерского учета. При этом у авторов сохраняется возможность коммерциализации такого курса. И если во время пандемии 2020 года авторские образовательные продукты в основном распространяются свободно, после нормализации обстановки лучшие из них могут иметь коммерческий успех. Необходимым условием для этого является лицензионная чистота всех компонентов продукта и соблюдение авторских прав всех членов творческого коллектива.
Востребованность дистанционных образовательных технологий постоянно возрастает во всем мире. Некоторый спад интереса, который после завершения пандемии закономерно придет на смену всплеску, вызванному чрезвычайными обстоятельствами, будет недолгим. Мы уверены, что будущее за дистанционным обучением с качественным контентом.
Об авторах:
Юлия Юрьевна Власова – кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Михаил Лазаревич Пустыльник – кандидат химических наук, советник директора по инновационной деятельности Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Фото из архивов авторов
Комментарии