search
main
0

Юлия ПОЦЕЛУЕВА, учитель английского языка начальной школы – детского сада №1810: Мы премьер-министры локального назначения?

В моем запаснике всегда есть две замечательные цитаты на тему взаимоотношений педагога и учащихся. В любой ситуации, когда речь идет о дисциплинарных вопросах, та или иная цитата обязательно оказывается уместной, хотя они и противоречивы. По мнению легендарного британского политика Уинстона Черчилля, «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». С этим нельзя не согласиться.

З​ачастую педагог не задумывается о том, что на уроке в глазах учеников он самый настоящий премьер-министр локального назначения. Напротив, американский психиатр Томас Шаш, утверждал, что «учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». Действительно, зачем прибегать к силе власти, если есть заслуженный авторитет? В точности как и премьер-министру, учителю необходимо выбрать свой уникальный стиль общения с учениками. И будет ли он авторитарным или демократическим, зависит только от педагога, так как ни в одном уставе школы, ни в ФГОС не прописано, каков же должен быть стиль поведения на уроке, приводящий к наилучшим результатам в работе. Кто-то идет опытным путем, руководствуясь только собственной интуицией, кто-то обращается к специальной литературе. Каков же он, образ идеального педагога, и как правильно распоряжаться той свято вверенной нам властью, о которой «премьер-министры могут только мечтать»?  У современных молодых специалистов есть множество перспектив. При активном взаимодействии с ОМЦ, Советом молодых педагогов и профсоюзной организацией они имеют возможность значительно повысить свой профессиональный уровень за счет участия во множестве семинаров, мастер-классов и конкурсов. Но главное – это живое общение с коллегами по насущным и актуальным для каждого вопросам. Тема реформирования образования сейчас одна из самых обсуждаемых в кругах молодых специалистов тем. Неизвестное всегда немного пугает, но тем не менее большинство надеется на лучшее. Важно помнить, что надежды и мечты необходимо начинать воплощать именно с себя. Немного изменив вопрос – «Какими качествами должен обладать педагог для успешной работы в новой системе образования?» – специалист изменит призму восприятия реформирования и обратит ее на себя. Я решила рассмотреть образ идеального педагога глазами самого важного участника педагогического процесса – ученика. В моем опросе участвовали 43 ребенка из начальной школы и 17 пятиклассников. Именно эта возрастная группа выбрана мною по нескольким причинам. Во-первых, я сама преподаю в начальных классах, и мнение учеников мне очень интересно. Во-вторых, современные информационные ресурсы позволяют обмениваться информацией дистанционно, что упрощает сбор информации. Ну а в-третьих, я считаю детей в возрасте 7-12 лет наиболее непосредственными и искренними. Итак, вопрос был сформулирован так: «Кто для тебя идеальный учитель? Как он или она ведет урок, какие ставит оценки? Опиши поведение, манеру говорить, внешний вид». Процесс сбора и анализа информации был очень увлекательным. Отмечу, что я позволила при желании оставить ответы анонимными, но практически все (89%) подписались. Объем работ варьировался от трех предложений до тетрадного листа. Наиболее трудным было объяснить абстрактность образа «идеального учителя». Некоторые привязывали этот образ к конкретному педагогу и описывали именно его подробным образом (27%) Это говорит о том, что некоторые уже нашли для себя идеал учителя. Но чем старше были ученики, тем чаще они писали об обобщенном образе. Главные качества обычно излагали в первых предложениях, далее – больше детализировали. Основными качествами  идеального учителя ребята назвали доброту (73%) и справедливость (67%). Радует, что общепризнанные человеческие ценности стоят во главе образа учителя. Чуть реже были названы ум, трудолюбие, мягкость, спокойствие, честность, дружелюбие, веселость, доброжелательность. Примечательно, что большинство все же отдают предпочтение женщине в роли педагога, хотя и встретились несколько ответов, где педагог – мужчина. Так думают мальчики. Что касается «идеального урока», то он, по мнению многих, обязательно должен быть интересным, веселым и игровым. Детей всегда мотивирует творческий подход к организации уроков. Ученики младших классов нуждаются в одобрении учителя и родителей, поэтому отличная оценка для них играет важную роль. У 67% такое мнение – учитель должен ставить пятерки, «а если маленькая ошибочка, то пять с маленьким минусом». Но после проведенной мною беседы о том, что оценка должна отражать качество выполненной работы, многие признали, что «даже двойки иногда нужны».Интересно расхождение во мнениях по поводу тона голоса. 31% считает наиболее приемлемым тихий и спокойный тон, 23% – громкий и твердый. Стиль поведения учащиеся часто уравновешивали двумя качествами: «добрый, но строгий» или «мягкий, но справедливый». И все же более половины видят идеального учителя мягким, не одобряя авторитарный стиль. В этом специфика учеников младшей школы. Встречались ответы, в которых ученики ассоциировали понятия «идеальный» и «любимый» учитель. Слова «любимый, любить, любящий» были записаны у 19%.Некоторые уделили особое внимание внешнему виду и весьма критично подошли к созданию образа педагога. Для 10% идеальный учитель должен быть обязательно высокой девушкой. «Модный и стильный педагог» встретился у 15%. По одному ученику отметили необходимость наличия белоснежной улыбки и красивого макияжа. А в одном варианте была даже указана рекомендуемая длина юбки в сантиметрах.Проведение опросов вызвало у меня массу эмоций, практически каждый ответ заставил улыбнуться или глубоко задуматься. Естественно, идеального учителя нет и быть не может. Образ идеала у каждого свой. Вопрос в том, что сделал каждый из нас, чтобы хоть немного приблизиться к нему.Я надеюсь, что каждый педагог почерпнет для себя информацию к размышлению из результатов опроса. В первую очередь учитель ждет от системы образования создания достойных условий работы, а в соответствующих условиях у каждого возникает желание максимально раскрыть свои способности и повысить качество учебного процесса, стремясь к идеалу. Кому как не молодым педагогам, в силу возраста и профессии, свойственно быть идеалистами? И это прекрасное качество необходимо сохранить на всю жизнь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте