search
main
0

Юлия МИТЬКОВА, учитель дисциплины «Окружающий мир» средней школы № 33 города Смоленска. учитель года-2005 Смоленской области:Я так думаю

Я учусь в аспирантуре и часто слышу вопрос: «А зачем тебе это нужно?». В самом деле, зачем мне нужна тема «Формирование исследовательских компетенций учащихся при изучении курса естествознания в 5-6-х классах», чем поможет в педагогической деятельности эта научная работа? На конкурсе «Учитель года» было много тех, кто уже защитил кандидатскую диссертацию или пишет такую работу. Если коллеги решаются при довольно большой учебной нагрузке взять на себя еще и эту непростую работу, значит, действительно нам всем это нужно. Думаю, это помогает достичь неких вершин в профессии, но не столько личных, сколько необходимых для успешной профессиональной работы. Нельзя стоять на месте, чтобы жизнь и работа были интересней, нужно познавать что-то новое. На конкурсе мы обсуждали, что сегодня в школах много учителей, которые предпочитают работать по накатанному, использовать конспекты, уроки, созданные 6-7 лет назад.

Им так проще, поскольку учебник не изменился, планирование то же. Но ведь каждый год приходят абсолютно новые дети, и они уже другие, чем те, что были до того. У них сформированы новые запросы, новые требования к школе, совершенно новые интересы, личностные качества, иное поведение. Школу нужно толкать к новому, но отчасти, как мне кажется, многое зависит от того, насколько сама школа изнутри расталкивает старое, стандартное. Кто это сделает, кто станет инициатором? Многие уповают на молодых учителей, которые все же приходят в школу. Но молодой учитель, поступающий на работу в обычную школу, сталкивается с многими трудностями. Во-первых, в вузе, как правило, его обучают давно известным традиционным методикам, формам и методам работы, поэтому, придя в школу, он порой не может сказать какое-то новое свое слово. Во-вторых, у него нет практического опыта, базы, которая позволяла бы ему судить о том, что хорошо, а что плохо. Если же учитель знаком с новыми формами работы и владеет ими, ему не стоит со скандалом внедрять их, а спокойно убеждать тех, кто приходит к нему на уроки, что используемое имеет право на жизнь. Сдаваться нельзя, нужно проявлять себя, тем более что, как правило, школа знает все современные методики, но по тем или иным причинам не внедряет. По своему опыту знаю, как важно начинать работу в школе еще на стадии обучения. Обучаясь в педагогическом колледже, я работала в школе, и мне это очень много дало. Кстати, когда студенты педвузов на последнем курсе работают в школах, к ним другое отношение: под «крышей» вуза они могут позволить себе работать так, как хотят и могут, потому что отношение к ним в этот период другое, более снисходительное и благожелательное. А вот когда студент станет учителем, к нему методисты или люди, которые занимаются в школе научно-методической работой, будут предъявлять уже совсем другие, более высокие требования. Отдельный разговор – о системе педагогического образования. Сегодня часто говорят о том, что она не нужна, что, дескать, можно будущего учителя готовить в классических университетах, а потом давать методические знания на курсах переподготовки или повышения квалификации. С этим я совсем не согласна, как и с тем, что принижается роль системы среднего педагогического образования и заочного высшего педагогического образования. Во всяком случае колледж мне дал практические навыки, я изучила множество современных методик, а Смоленский госпедуниверситет дал мне сильную теоретическую подготовку. Если бы я не училась в педколледже, у меня не было бы такой готовности к работе, когда я могу прийти в школу и сразу с ходу начать работать с любым классом, я бы больше внимания уделяла теории, а благодаря колледжу я настроена на то, как научить, что делать конкретно, если возникнет та или иная проблема. Думаю, никакие курсы после окончания университета такую подготовку дать не смогут, кроме того, человек просто не сможет представить себе все сложности и тонкости педагогической работы. Мне кажется, что сила отечественной педагогической школы в том, что учителя она готовит годами кропотливо и серьезно, формируя его как личность. Так что педагогическое образование пока хоронить рано, оно уникально и крайне необходимо современной школе.

albatros@fromru.com

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте