Героем нового интервью проекта «Классные перемены» стала Юлия Сергеевна Гольденштейн, генеральный директор ООО «Дидактические Системы», член Правления АИДТ, председатель Комитета по учебному оборудованию и средствам обучения четко представляет результаты, к которым должен привести II Национальный съезд учебной промышленности (УЧПРОМ-2024). Мы расспросили ее об истоках профессии, об открывающихся возможностях и проблемах, которые стоят перед производителями учебного оборудования и средств обучения, об ожиданиях от предстоящего съезда и спикерах, чье выступление никак нельзя пропустить.
– Юлия Сергеевна, начнем с личного: как была оборудована школа, в которой Вы учились? Были ли классы и предметы, которые казались самыми притягательными? Какие? Почему?
Я училась в сложные для нашей страны 90-е, мы в школе получали гуманитарную помощь и сухие пайки. Ни о каком интересном учебном оборудовании речи и быть не могло, но зато мне посчастливилось учиться у замечательных, увлеченных своим делом педагогов.
В средней школе у нас был потрясающий классный руководитель – учитель биологии. Мы с ним ходили в походы, уроки проводили на природе, и это было незабываемо.
До сих пор очень нежно вспоминаю учительницу по труду: она учила нас шить на машинке, вязать спицами шарфики, а крючком – ажурные салфетки. В пятом классе я испекла свою первую шарлотку. Все эти навыки, полученные на уроках труда, очень пригодились в жизни.
В старших классах у нас были увлеченные своими предметами преподаватели по математике и физике. Про них в хорошем смысле этого слова можно сказать «сумасшедшие профессора», немного не от мира сего, но они умели заинтересовать и влюбить в свой предмет.
– Какое образование и где Вы получили? Почему выбор пал на этот вуз/вузы/программы повышения?
У меня за плечами несколько высших образований: инженерное, экономическое, юридическое и бизнес-образование по программе Executive MBA. Наши вузы, несомненно, дают фундаментальные знания, но, к сожалению, в большинстве сфер они очень оторваны от практической стороны жизни.
Так, учась на юридическом факультете, приходилось рассказывать преподавателям о практике применения норм права тогда только в начинающихся государственных закупках (в то время я уже работала в тендерном отделе компании «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС»). Преподавателям знаменитой «Бауманки» – о новых видах обработки материалов и передовых образцах оборудования и так далее.
– Работа в ДИСИС для Вас – это…? Продолжите, пожалуйста, фразу. К чему стремится компания? Когда мы увидим ее в рэнкинге производителей учебного оборудования?
В 1989 году на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана было создано первое в СССР совместное российско-австрийское предприятие в области образования и поставок учебной техники по направлению гидравлических и пневматических систем автоматики и приводов – МВТУ-ФЕСТО ДИДАКТИК. Руководителем учебного центра этого предприятия был мой отец – Тархов Сергей Фрунзевич. Предприятие занималось импортом австрийского оборудования компании ФЕСТО и обучением рабочих кадров, которые должны были обслуживать оборудование в ходе эксплуатации.
Австрийские руководители не были заинтересованы в стимулировании самостоятельных разработок в нашей стране, и в 1997 году ФЕСТО вышла из совместного предприятия, а мой отец с группой ведущих сотрудников создали на базе многопрофильной российской компании учебно-инженерный центр и небольшое конструкторское бюро.
Папа с самого детства брал меня с собой на работу и само собой так случилось, что в 2006 году я присоединилась к его работе. Уже в 2007-ом мы открыли первый производственный цех в Одинцово. В 2011 году случилась трагедия – моего папы не стало, с тех пор компания стала делом всем моей жизни.
Меня поддержал младший брат, и у нас получилось создать научное предприятие с семейной корпоративной культурой. В ДИСИС реально работают семьями – это уже традиция: у нас трудятся мужья, жены, их дети. А еще мы поддерживаем талантливую молодежь, помогаем с жильем и решением других материальных вопросов. В результате у нас на предприятии рождаются и новые крепкие семьи, и уникальные образцы инженерной техники.
Предприятие за эти годы сильно расширились, мы открыли новые направления, начиная с мультстудий для малышей до токарных и фрезерных универсальных станков с системами ЧПУ для школ и колледжей, программируемыми логическими котроллерами, системами умного дома, мехатроникой, тренажерами сварщика и т.п.
Основная задача нашей компании – это привить интерес к инженерному и техническому образованию, сделать его интересным, наглядным, доступным. Сохранить и передать накопленный опыт новому поколению.
Мы принимаем самое непосредственное участие в развитии рынка учебного и лабораторного оборудования для подготовки технических специалистов под современные требования промышленности. Этот рынок сейчас активно развивается, имеет высокую государственную значимость и при этом сильно зарегулирован. Если правила отбора продукции для школ сейчас более-менее понятны, хотя и их надо обсуждать и корректировать, то с СПО и вузами все сложнее. Поэтому мы так ждем предметного разговора и с заказчиками, и с интеграторами-комплектаторами на съезде УЧПРОМ-2024.
– Вы возглавляете Комитет по учебному оборудованию и средствам обучения АИДТ, который стоял у истоков Национального съезда учебной промышленности (УЧПРОМ): как возникла идея его проведения? Результаты УЧПРОМа-2023 года именно те, что ожидали его организаторы и участники?
Как я уже говорила, рынок учебного оборудования только развивается и находится в стадии становления. И профильных выставок у производителей в нашей стране практически нет. Есть образовательные выставки типа «Куда пойти учиться?» или салона образования, но их основная направленность – поиск студентов учреждениями образования и обмен опытом преподавателей.
Не было площадки, где могли бы профессионально встретиться и наладить диалог органы государственной власти, отвечающие за формирование государственной политики в области образования, представители заказчиков, принимающих решения о покупке оборудования, производители и интеграторы.
После первого съезда учебной промышленности мы поняли, что эта площадка именно то, чего нам не хватало. А главным результатом трехдневной работы УЧПРОМа-2023, на мой взгляд, стали даже не прямые контакты и налаженные взаимоотношения, хотя это тоже важно, а наши общие предложения, которые вошли сначала в резолюцию съезда, а в феврале 2024 года были озвучены на Парламентских слушаньях и внесены в «Дорожную карту». Благодаря этому появляются единые правила игры и меняются в лучшую сторону условия нашей совместной работы по таким направлениям, как индексация норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, разработка и внедрение стандартов оснащения учебных учреждений, установка квот при государственных закупках для отечественных производителей, обновление содержаний перечней средств обучения и многое другое.
– Какого оборудования, с Вашей точки зрения, сейчас больше всего не хватает учреждениям среднего специального образования (СПО)?
Как не парадоксально это будет звучать – УЧЕБНОГО. Дело в том, что учреждения СПО не получали полноценного финансирования на обновление материально технической базы с 2000 годов. Финансирование последних лет было целевое под участие в конкретных проектах, например, по созданию мастерских для подготовки участников к соревнованиям WordSkills. Закупалось в основном промышленное оборудование, на котором проводили соревнования часто зарубежных партнеров. По некоторым данным охватить получилось около 1% учащихся учреждений СПО.
Сейчас идет реализация программы «Профессионалитет», в рамках которой решение о покупке оборудования принимает предприятие-партнер. В связи с этим появились опасения, что финансирование будут направлять на обновление лабораторий для прохождения производственной практики на предприятиях, а не в колледжах. А это значит, что все сведется к закупке промышленной техники.
– Какие главные вызовы стоят перед производителями учебного оборудования и средств обучения в целом, а в частности – перед производителями средств обучения для СПО?
Наладить диалог с органами государственной власти и провести мониторинг оснащенности учебным оборудованием учреждений СПО, сформулировать госзаказ и не упустить момент, нарастить объемы производства качественного оборудования и средств обучения, занять эту нишу настолько прочно, чтобы никакая отмена санкций не смогла изменить ситуацию. Это, во-первых.
Во-вторых, выйти и уверенно занять лидирующие позиции не только на отечественном, но и на зарубежных рынках учебного оборудования. Поэтому, я думаю, что со временем съезд поменяет свой статус и станет не «национальным», а «международным».
А если говорить предметно о производителях оборудования и средств обучения для СПО, то для этого сегмента главный вызов сейчас – это донести до государственных заказчиков и промышленных предприятий, участвующих в проекте «Профессионалитет», что на рынке учебного оборудования есть уникальные предприятия, которые имеют колоссальный многолетний опыт и высокую компетенцию по разработке учебных планов, методических рекомендаций, пособий, тренажерного оборудования с уникальными техническими характеристиками под современные требования промышленности.
Мы могли бы стать экспертным помощником на аутсорсинге при создании совместных учебных программ для проектов «Профессионалитет».
Основным преимуществом использования учебного оборудования и тренажеров в процессе обучения является возможность 100% охвата в производственной практике обучающихся на тот же объем финансирования. Например, для подготовки операторов на станках с ЧПУ один промышленный станок будет стоить около 10 млн. рублей, к нему допустят в лучшем случае одного студента, ведь цена ошибки и стоимость ремонта очень велика. На эту сумму можно оснастить целую лабораторию учебными станками и обеспечить производственную практику без потери качества подготовки одномоментно 12 учащимся.
– С точки зрения добросовестного поставщика, назовите «подводные камни», которые больше всего мешают отечественным производителям при участии в закупках на оснащение образовательных и досуговых учреждений для детей и студентов?
Поскольку основным каналом продаж для нас является участие в государственных закупках по ФЗ 44 или ФЗ 223, т.к. учреждения образования – это бюджетники и не могут проводить закупки другими способами, то все уникальные технические характеристики, методические разработки, которые мы вкладываем в наши продукты и разрабатываем с учетом пожеланий наших конечных потребителей – преподавателей, нивелируются сухими требованиями КТРУ или усредненными техническими характеристиками.
Преференции, которые предоставляются отечественным производителям, пока очень тяжело реализуются на практике, особенно в регионах. Сотрудники со стороны заказчиков, отвечающие за проведение закупочных процедур, не знают, как их организовать так, чтобы получить нужно оборудование и средства обучения, или боятся брать на себя ответственность.
– Сталкивается ли ваша компания с недобросовестной конкуренцией? Если да, то как боретесь? Есть ли решения этой проблемы на системной уровне?
Конечно да, как и большинство других рынков. Даже в реестрах Минпромторга среди товаров отечественного производства иногда просачиваются недобросовестные поставщики. Для этого и нужны профильные ассоциации такие, как наша АИДТ, мы объединяем добросовестных поставщиков и стараемся самостоятельно регулировать рынок, создаем реестры добросовестных поставщиков. Другого системного подхода я пока не вижу.
– Как выстраиваются отношения производителей конечной продукции и интеграторов и комплектаторов? Что и почему в них нужно изменить?
Сложно – это если одним словом. Мы все – и производители, и заказчики, и интеграторы – говорим о прозрачности и единых подходах. И они действительно появляются. Но как же сложно идет этот процесс!
Спасибо большое тем коллегам, которые въедливо изучают процедуры, находят в них изъяны и пытаются внести изменения на системном уровне. Как это сделала Алиса Денисова, генеральный директор ПроШколы, которая сказала, что готова встраивать производителей конечной продукции в процесс закупки. Для этого нужна новая модель сотрудничества, и коллеги готовы ею заняться. Я обязательно приду на все мероприятия, которые на полях съезда будет проводить ПроШкола, чтобы дать обратную связь и быть в курсе намечающихся изменений.
– Какие меры государственной поддержки отечественных производителей Вы считаете наиболее эффективными за последнее время? Что еще нужно сделать?
Производителям для развития нужен прогнозируемый спрос, чтобы рассчитать необходимые площади для расширения производства и финансирование на модернизацию промышленного оборудования.
У Минпромторга была замечательная субсидия на компенсацию затрат на НИОКР, за счет которой можно было компенсировать свои затраты и реинвестировать их в оборудование.
Наша компания ей воспользовалась в 2016 году, что позволило существенно нарастить производственные мощности.
Но потом условия предоставления этой субсидии ужесточили, и она стала недоступна. Льготные кредиты на строительство промышленных площадей предприятиям малого и среднего предпринимательства (коими является большая часть производителей учебной техники) практически недоступны в силу сложных бюрократических процедур.
– Какова цель Вашего вступления на Съезде? Что Вы хотите донести до целевой аудитории?
Я бы хотела озвучить предложения по переформатированию системы технического оснащения СПО, считаю, что нужно менять вектор и разрабатывать новую программу финансирования, направленную на модернизацию материально-технической базы учреждений СПО по общим (базовым) общепрофессиональным дисциплинам учебным оборудованием и тренажерами! А под современные требования промышленности, которой сейчас нужны мультиспециалисты, объединяющие несколько профессий и знаний в единое целое, легко адаптирующиеся на производстве – нужно дополнить базовые дисциплины СПО таким направлениями как: «Программирование» (в т.ч. логических контроллеров (ПЛК), «Электромонтаж и системы электроуправления», «Основы промышленной автоматики» (мехатроника, промышленная робототехника), «Датчики в системах управления», «Гидравлические и пневматические приводы».
– Назовите 5 спикеров, ради которых стоит прийти на УЧПРОМ? Почему?
Ну это уже названная мною Алиса Денисова из ПроШколы, жду от ее выступлений предложений по системным изменениям работы с производителями конечной продукции.
Если хотите узнать все про тренды в образовании, то обязательно приходите на выступления спикеров ГК «Просвещение».
Один из самых ярких, харизматичных спикеров – Владимир Крикушенко, генеральный директор ООО «Некс-Т». Его выступление нельзя пропустить тем, кто хочет быть в курсе самых передовых решений в части оснащения учебных заведений интерактивными досками и панелями.
Считаю очень важным, посетить сессии, где небольшие компании – производители оборудования в узкоспециализированном сегменте – представляют свои решения. Эти компании имеют уникальные разработки и обладают очень высоким уровнем экспертности в своей нише, как, например, Алёна Харитонова руководитель «Академии Высоких технологий» — это гуру в области дополнительного образования.
Именно «Академии Высоких технологий» проводит крупнейшие всероссийские соревнования: «Олимпиада Кружкового движения НТИ по профилю «Автономные транспортные системы»», SKolkovo Junior Challenge, трек «Промтех», Открытый Кубок России по цифровому мастерству и программированию беспилотного автомобиля и т.д.
Компания «АНРО Технолоджи» имеет уникальные авторские разработки для агроклассов, а компания ООО «Вектор» во главе с Иванишиной Альбиной точно знает, как возродить интерес современных детей к физике, поскольку занимается этим более 15 лет.
– Назовите программу минимум, которую Вы определили для себя на II Национальном съезде учебной промышленности? Что и с кем хотите обсудить и решить в первую очередь? А максимум?
– Сохраню интригу и скажу, что программа минимум будет заключаться в том, чтобы суметь наладить диалог и успеть обсудить самые острые проблемы всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая вузом. Это будет открытый честный разговор между производителями и представителями органов государственной власти, отвечающими за формирование и реализацию государственной политики в области образования.
Максимум? Наметить стратегию развития не только отрасли учебного оборудования, но и всей системы образования в целом!
Интервью опубликовано в рамках совместного проекта «Классные перемены» Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), сетевого издания «Учительская газета» и проекта «Учительская Россия».
Уже опубликованы интервью Гендиректора «ПроШколы» Алисы Денисовой, Гендиректора «Прикладной робототехники» Константина Ермишина и Гендиректора АО «Просвещение» Натальи Третьяк, Гендиректора ООО «Некс-Т» Владимира Крикушенко, Председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой.
Комментарии