Осенью Казань примет у себя шестую Всероссийскую олимпиаду педагогов начальной школы «Мой первый учитель», которая проводится по инициативе Общероссийского Профсоюза образования. Место выбрано не случайно – в столице Татарстана живет и работает абсолютный победитель олимпиады прошлого года, учитель начальных классов лицея №83 – центра образования Юлия Чернова. Корреспондент «МП» побеседовала с победительницей юбилейного конкурса об успехе, учениках, трудностях и радостях профессии.
– Юлия, поздравляю со званием лучшего учителя начальной школы страны. Правильно ли я понимаю, что вы нашли свое призвание?
– Да, хотя и не сразу. После школы была мысль поступать в педагогический университет, сердце подсказывало, что это мое, но мама отговорила, мол, профессия педагога не престижная, малооплачиваемая. Я рада, что в последнее время ситуация начала меняться. А тогда в результате выбрала сферу легкой промышленности, окончила технологический вуз. Но когда пришла на производство, ужаснулась. Работа оказалась слишком монотонной, никакого творчества!
Как-то меня позвали в родную школу помочь с постановкой к празднику, потом еще раз, и еще… Закончилось тем, что я осталась работать педагогом-организатором. Получила второе высшее образование, стала учителем начальных классов. Мой педагогический стаж шесть лет.
– Почему именно начальная школа?
– Наверное, потому что у меня самой в детстве были замечательные учителя. До сих пор с особой нежностью вспоминаю одного из своих первых педагогов Елизавету Лейбовну Казанцеву. Она была открытой, доброй, могла найти подход к каждому ребенку. Многие говорили, что рядом с учениками она как курочка с цыплятами. Теперь для меня это высший комплимент, если слышу такое сравнение в свой адрес.
– Что для вас главное во взаимоотношениях с учениками?
– Доверие. Я стараюсь создавать ситуацию, которая позволит ребенку расслабиться. Когда ученики не тревожатся и доверяют учителю, то показывают потрясающие результаты. Много разговариваю с детьми, если нужна поддержка, всегда выслушаю, обниму. Мне кажется, это очень важно, ведь порой в ежедневной суете детям не хватает того внимания, что уделяют им родители, в силу разных причин. Встречая ребенка из школы, мама и папа, как правило, задают вопросы: «Что ты сегодня ел?», «Какую оценку получил?». Но, согласитесь, это не самое важное в жизни. Лучше спросить, как ты себя чувствуешь, что нового узнал, что получилось сделать лучше всего, с кем подружился.
– Молодым педагогам бывает непросто наладить контакт с родителями учеников. Вам это удается?
– Стараюсь. На первом же родительском собрании объясняю, что мы должны действовать сообща, порознь достичь результатов не получится. Для убедительности прошу родителей одну руку спрятать за спину, а другую поднять вверх и хлопнуть в ладоши. Естественно, это невозможно. Тогда я прохожусь по классу и ударяю своей рукой по их поднятым вверх ладоням, экспериментальным путем доказывая необходимость взаимодействия. Мы делаем одно общее дело – помогаем ребенку быть успешным и счастливым. Если я как первый учитель убедительна, родители ко мне прислушаются и будут во всем помогать.
Кроме того, важно наперед снять все волнующие родителей вопросы, ведь проблемы чаще всего возникают из-за плохой информированности. Взрослые не понимают, что происходит с их чадом в школе, переживают, накручивают себя. Чтобы этого избежать, я создала телеграм-канал класса, ежедневно после учебного дня выкладываю фотографии, небольшие видео. Вот дети в столовой, вот на уроке математики или продленке. Мне не сложно, а родителям спокойно. Единственное, сразу нужно оговорить правила родительского чата. Мы, например, поставили временные рамки для общения, все знают, что после восьми часов вечера я из учительницы превращаюсь в маму двоих детей, которую лучше не беспокоить. Конечно, в экстренных случаях мне всегда можно позвонить, но это скорее исключение.
– Знаю, что у вас педагогическая семья, супруг тоже работает в школе. Часто семейные вечера превращаются в педсоветы?
– Бывает (смеется), особенно когда готовимся к конкурсам или открытым урокам. Вместе накидываем идеи, обсуждаем. Павел – учитель информатики, из педагогической династии, он, конечно, меня во всем поддерживает. Любопытно, что свекровь тоже учитель начальных классов в прошлом, ее зовут, как и меня, Юлия Чернова. Но в целом мы стараемся не говорить дома о работе.
– Юлия, что вам нравится в вашей работе и что не устраивает?
– Конечно, прежде всего мне нравится работать с детьми. Когда мои ученики проявляют заинтересованность, например, к новой теме, стремятся больше узнать, задержаться после уроков, я испытываю огромную радость. Это мотивирует меня двигаться вперед, совершенствоваться, быть примером во всем.
Не нравятся бумажная волокита, отчеты, а еще учебники, по которым мы сегодня работаем, особенно это касается окружающего мира. У меня сейчас первоклашки, многие не могут справиться с заданиями учебника самостоятельно, а это ставит их в ситуацию неуспеха.
– Для вас это недопустимо?
– Чтобы у ребенка не пропал интерес к учебе, его нужно мотивировать. Я стараюсь всегда хвалить своих учеников. Но не просто говорить «молодец», а действительно отмечать личные достижения каждого, пусть даже маленькие. Есть проверенные техники, которые помогают не замечать неудачи, а концентрироваться на успехах, я их использую. Например, метод «зеленой пасты», когда учитель, вместо того чтобы подчеркивать в прописях красным стержнем ошибки, выделяет зеленой пастой те буквы и элементы, которые у ребенка получились хорошо. Эффект потрясающий, у ребят совсем другие эмоции! Постепенно ошибки уходят, дети сами стремятся повторить то, что было идеальным.
– А как вы относитесь к школьной системе оценок?
– Достаточно спокойно, понимаю, что они необходимы, но большого значения им не придаю. Мне понравилось, как один из педагогов образно сравнил отметки с индикатором зарядки на телефоне. Отметка, какая бы она ни была, – это лишь показатель знаний, она ни в коем случае не характеризует личность ребенка. Стараюсь донести эту мысль и до родителей своих учеников. Плохая отметка должна быть лишь сигналом того, что ребенок, возможно, не усвоил тему и с ним нужно дополнительно позаниматься, а не причиной вешать ярлык двоечника.
– Как выбрать начальную школу для ребенка, на что ориентироваться?
– В первую очередь я бы посоветовала выбирать ту школу, что недалеко от дома. Все-таки пешая доступность – важный фактор. Во-вторых, обратите внимание на темперамент учителя. Взаимопонимания будет больше, если педагог и ученик схожи по темпераменту. Ну а в целом важно правильно настроить малыша, ведь, приходя в первый класс, он испытывает большой стресс. Лично я советую родителям прочитать первоклашкам сказку «Поцелуй в ладошке» про маленького енота Честера, который боялся идти в школу, но мама научила его, как пронести любовь через долгий школьный день. Секрет – поцелуй в ладошке, хранящий тепло и нежность родного сердца.
Елена ГАЛЯВЕТДИНОВА. Фото из личного архива Юлии ЧЕРНОВОЙ
Тем временем
Прием заявок на олимпиаду педагогов начальной школы «Мой первый учитель»-2023 уже начался. К участию приглашаются учителя начальных классов, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи. Конкурс состоит из четырех туров, два из которых заочные. До 25 марта желающие могут зарегистрироваться на сайте 1‑teacher.ru.
Комментарии