Начиная рассказ о том, как прошел Год памяти и славы для Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования, хочется спросить каждого читателя: «Таким ли вы представляли себе 75‑летний юбилей Победы нашей страны в Великой Отечественной войне?» Не уверены, что найдется хотя бы один человек, который скажет, что заблаговременно предвидел многочисленные перемены, принесенные в нашу жизнь пандемией. Многим планам в этот год не суждено было сбыться. Однако это не стало поводом для нас забыть о великой дате.
Столичному Профсоюзу образования, как и многим другим профсоюзным организациям, пришлось оперативно пересматривать свои планы, связанные с Годом памяти и славы. Мы осваивали онлайн-платформы, придумывали тематические рубрики для наших информационных ресурсов, участвовали в заочных конкурсах и даже переводили в виртуальное пространство профсоюзную версию Бессмертного полка.
Нам, конечно же, не хватило живого общения, поездок к памятным местам, но главное, что мы смогли поделиться гордостью и болью, у нас получилось встретить 75‑летнюю годовщину Великой Победы достойно.
Москвичи написали историю своих семей
Важным событием для многих членов столичной профсоюзной организации в Год памяти и славы стал городской конкурс «Москва и москвичи. Напиши историю своего героя!». Проведением масштабного конкурса родословных занималась Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей.
Организаторы стремились не просто назвать имена победителей и призеров, вручить им заслуженные награды, но и составить энциклопедию из лучших работ. Эта книга вобрала в себя десятки захватывающих историй из жизни московских семей.
Конечно же, особое место в таком сборнике должны были занять представители особенной профессии – педагоги. Именно поэтому Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования была предоставлена возможность провести собственный отборочный этап конкурса, посвященного 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне.
Мы знали, что учителя и воспитатели откликнутся на наш призыв. Но не ожидали, что в каждой из трех номинаций будут участвовать десятки человек.
Отметим, что конкурсанты имели полную творческую свободу и могли выбрать любой интересный и удобный для них формат повествования. Именно поэтому работы получились столь разнообразными: красочные презентации, генеалогические древа, начинающиеся чуть ли не с XVIII века, объемные эссе и даже семейные документальные фильмы.
В течение всего периода подготовки работ организаторы городского этапа конкурса из Национальной родительской ассоциации проводили регулярные вебинары, на которых доступно рассказывали, с чего начать изучение своей родословной, как заинтересовать этой деятельностью своих родных.
С помощью профсоюзных информационных ресурсов мы публиковали анонсы об этих мероприятиях, призывали присоединиться к ним не только тех, кто уже решил участвовать в конкурсе, но и всех членов профсоюза. Такой формат получения новых знаний оказался очень востребованным.
Всего участниками отборочного этапа конкурса стали более 50 семей педагогов, 11 из которых были названы абсолютными победителями городского этапа. С их работами можно ознакомиться во многих музеях столицы, где размещена виртуальная версия энциклопедии «Москва и москвичи. 75‑летию Великой Победы».
Эти истории семей, человеческих судеб невозможно забыть, они надолго запечатлеваются в памяти: искренние, трогательные, глубокие, а порой похожие на профессиональные научные исследования.
Так, например, педагог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30 имени К.А.Микаэльяна Татьяна Борисовна Нестерова смогла составить многовековое генеалогическое древо, «корни» которого относятся к XVIII веку! В работе еще одного победителя городского этапа конкурса – учителя школы №2083 Елены Аксеновой – рассказывается о педагогической династии, которая внесла большой вклад в развитие столичной системы образования.
Еще одна удивительная работа принадлежит учителю школы №49 Людмиле Брониславовне Романычевой, которая на основе семейных документов, архивных данных и современных историко-информационных сервисов смогла очень точно восстановить «боевые пути» своих предков. Поразительно, с каким вниманием, интересом и трепетом автор складывала маршруты, пройденные ее родными более 75 лет назад!
Одна из победительниц конкурса, Наталья Юрьевна Цецхладзе, ветеран педагогического труда и член профсоюзной организации школы №1507, призвала всех читателей своей конкурсной работы заняться устранением пробелов в истории своих семей как можно раньше, ведь только так «будущие поколения испытают гордость, почувствуют себя частью большого и надежного целого».
Первыми откликнулись студенты
Еще накануне Дня Победы на информационных ресурсах Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования появились первые публикации и даже целые рубрики, посвященные празднованию 9 Мая. Например, 6 мая мы запустили масштабную акцию памяти, в которой предложили поучаствовать всем членам профсоюза. Призвали присылать нам фотографии и короткие истории о героях Великой Отечественной войны среди членов семей студентов и педагогов.
Первыми на нашу инициативу откликнулись учащиеся вузов: Валерия Кольцова, студентка Российского государственного геологоразведочного университета, рассказавшая о своем прадеде, и Надежда Телелейко, студентка Российского государственного социального университета, которая поделилась с нами историей жизни своего двоюродного дедушки.
Затем к акции присоединились воспитатели, учителя, преподаватели вузов и даже целые первичные профсоюзные организации, которые писали о ветеранах Великой Отечественной войны, продолжающих оставаться членами профсоюза.
История онлайн
Другим инновационным форматом, который с интересом освоили профсоюзные активисты, стал конкурс видеофлешмобов «Спасибо деду за Победу!». Активное участие в нем приняли молодые педагоги и студенты. Перед авторами роликов ставилась непростая задача – снять оригинальный клип, посвященный участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Попробовать себя в роли настоящих режиссеров решились 30 человек. Некоторые работы отличались высоким качеством съемки, записи звука, монтажа, другие привлекали к себе внимание благодаря необычной подаче материала, оригинальным идеям.
Лучшими были названы ролики коллектива школы №717 (1‑е место), школы №1223, школы №183, межрайонного совета директоров №34, Совета молодых педагогов Северо-Западного округа Москвы и студентки Российского государственного геологоразведочного университета имени Орджоникидзе Валерии Кольцовой.
В этих видео звучали трогательные стихи, демонстрировались семейные фотоархивы, реликвии, напоминающие современникам о поколении героев. Сразу в нескольких роликах принимали участие дети. Многие из них не застали своих прадедушек и прабабушек, но это не помешало им узнать об их подвиге, с детской непосредственностью, очень искренне о нем рассказать.
Специально к Дню Победы мы также разместили на сайте Московской городской организации профсоюза и в наших социальных сетях серию уроков Памяти, благодаря которым каждый желающий мог узнать о роли профсоюзов во время Великой Отечественной войны.
Записи этих занятий позволили еще раз убедиться, что в ключевой момент истории нашей страны все ее граждане, организации и объединения сплотились и делали все возможное, чтобы приблизить победу нашего народа над фашизмом. Первыми эти уроки увидели старшеклассники столичных школ.
Галерея героев
Однако самой массовой стала другая акция – наш виртуальный Бессмертный педагогический полк. Когда до 9 Мая оставалось всего пару недель, стало очевидно, что никаких массовых шествий в День Победы организовать уже не получится. Однако никому из нас не захотелось смиряться с тем фактом, что самый важный день в Год памяти и славы мы не сможем встретить достойно.
Именно поэтому с помощью информационных ресурсов профсоюза, почтовых рассылок и при участии председателей первичных профсоюзных организаций мы предложили педагогам и студентам прислать фотографии своих родственников, которые внесли вклад в Великую Победу. Вскоре на нашу корпоративную электронную почту каждый день стали приходить сотни писем и снимков.
Вот, например, отрывок из истории, которую вместе с фотографией своего дедушки прислала Татьяна Сергеевна Зобкова, учитель русского языка и литературы школы №1795: «…28 августа 1944 года на участке, поддерживаемом дивизионом, противник, стянув до двух батальонов пехоты, 6 танков, и при поддержке артналетов совершил массированный контрудар.
Мой дедушка Зобков Павел Семенович вызвал на себя огонь батарей. В этом бою при отражении контратаки артогнем было уничтожено восемь пулеметных точек, до 40 фашистских солдат, отражен огонь шести танков и рассеяна контратакующая пехота противника. За обеспечение беспрерывной связи, за личную смелость и отвагу Зобков Павел Семенович был представлен к правительственной награде – ордену Великой Отечественной войны II степени».
Рассказ о солдатском подвиге оказался также в письме Елены Зевелёвой, председателя профкома Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ). История об отце Елены Александровны начинается со знаменитого парада на Красной площади: «Мой отец, Александр Зевелёв, – фронтовик, с фотографией которого мы с внуком прошли в рядах Бессмертного полка по Красной площади. Дело в том, что Красная площадь – это то самое место, откуда сразу после исторического парада 7 ноября 1941 года мой отец ушел оборонять Москву от приближавшихся к ней фашистских войск».
Если бы не внешние обстоятельства, педагоги и студенты прошли бы с этими фотографиями по центральным улицам Москвы. Участниками этой акции, названной «Галереей героев», стали 990 семей членов нашего профсоюза.
Сергей ВЬЮНКОВ
Комментарии