Его знают в Москве и на Камчатке, в любой школе и каждом медицинском учреждении, философы и информатики, 90‑летние мэтры и едва оперившиеся юнцы. Он легенда. Ведь выдающийся учитель, генератор идей, остроумный аналитик, сторонник особого подхода к развитию каждого ребенка с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, создавший модель адаптивной школы, Евгений ЯМБУРГ умеет удивлять.
Счастье приходит к нам в разных видах, и лучше разделить его с другими. Этому принципу Евгений Александрович верен всегда. И у него есть необыкновенный талант превращать в друзей тех, кому выпала радость с ним общаться. А общаться с ним действительно радость и большое удовольствие!
Его детище – школа №109 впервые открыла свои двери 1 сентября 1976 года. С 1989 года она служит экспериментальной площадкой Департамента образования и науки города Москвы (тогда Московского городского комитета образования). Одним из ее грандиозных подарков современному образованию стала апробация особой среды для информационного пространства адаптивной школы.
В рамках этой модели создана система разноуровневого дифференцированного обучения и развития детей, которая полностью реализована в школе №109. Евгений Александрович разработал систему управления адаптивной школой, позволяющую интегрировать различные учреждения образования, обеспечивая содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития детей.
Евгений Александрович возглавил школу в 28 лет, став тогда самым молодым директором учреждения образования. В 1998 году Ямбург выпустил в свет книгу «Школа для всех», где именно на уровне научного управления изложены основы становления и развития образовательного учреждения адаптивного типа. Созданная модель адаптивной школы реализована во многих регионах РФ, а опыт такого эксклюзивного подхода обобщен и востребован и за рубежом. Огромная работа коллектива школы отражена и в книгах ее руководителя «Школа на пути к свободе», «Управление развитием адаптивной школы», «Педагогический декамерон», «Стратегия и тактика развития школы в современных условиях», «Этюды педагогического стоицизма».
Евгений Александрович – автор культурологического проекта «Арбат на Юго-Западе». Именно благодаря ему в сквере у школы появился памятник поэту и музыканту Булату Окуджаве.
Заслуженный учитель РФ, академик РАО, доктор педагогических наук директор школы №109 умеет перевернуть сознание и, конечно же, душу собеседника. Любого. Независимо от того, с кем Ямбург общается. Он не бывает «за кого-то», он слишком «ради кого-то». Когда-то главный редактор «Учительской газеты», теперь исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты» Петр Положевец окрестил Евгения Александровича «беспощадным Ямбургом». За его смелость, за его позицию искренности, за его активное милосердие.
Проект «УчимЗнаем» – еще одно детище Ямбурга, его боль, его гордость. Находящиеся на лечении в Москве дети не прерывают учебу. Дети из разных уголков страны. Евгений Александрович рассказывал, что несколько лет назад Сергей Собянин поддержал идею обучения на базе лечебного учреждения прибывших из других регионов больных детей, тех, у кого нет прописки в Москве:
– Многие идеи стали возможны только потому, что было принято политическое решение обучать больных детей из всех регионов. Это было еще семь лет назад. Я очень благодарен Сергею Семеновичу. Ведь когда мы пришли к нему и рассказали, что в наших госпиталях лежат дети из 84 регионов России, а по закону мы, московские школы, имеем право учить только москвичей, он заявил: «Будем учить всех!»
Сегодня дети из всех уголков России, которые находятся на длительном лечении в столице, получают доступ к полноценному, качественному образованию. Проект «УчимЗнаем» теперь реализуется во многих регионах России.
В него вошли госпитали от Хабаровска и Владивостока до Калининграда, десятки тысяч детей уже выучились благодаря проекту «УчимЗнаем». И главной компетенцией при работе с любыми детьми Евгений Ямбург называет стремление учителя учиться самому, ведь никто не обладает всей полнотой знаний о ребенке. А еще он говорит, что педагог не имеет права быть пессимистом. И что в жизни есть место для чуда. Когда в него веришь не только ты, когда тебе помогают люди вокруг, учителя, их любовь и их искреннее желание помочь, оно происходит.
Академик Ямбург не раз поражал мир своими артистическими способностями. Он, словно Моисей, ведет свой школьный народ – «Let my people go!» – к лучшим образцам педагогических практик.
Мы желаем счастья вам, Евгений Александрович! Вы удивительный человек, и «Учительская газета» гордится дружбой с вами!
Комментарии