search
main
0

Юбилей не только праздник, Но и повод к объединению

Четырнадцать лет назад (именно эту дату будут отмечать участники Болонского процесса в Берлине в 2003 году) Болонский университет отмечал 900-летие. Прочувствовав важность момента, ректоры, приглашенные в гости, подписали Всеобщую хартию университетов, призвав всех коллег вспомнить о роли университетов в жизни человечества, о том, что образование не должно иметь границ, что европейским университетам необходимо объединяться хотя бы в совместных проектах. Но хартия так и осталась бы очередным призывом на бумаге, если бы через десять лет не грянул юбилей другого уважаемого университета – Сорбонны. Там уже все обстояло куда серьезней, Сорбоннскую декларацию подписали сразу четыре министра образования – Великобритании, Германии, Франции и Италии. Министры вспомнили время, когда студенты и преподаватели университетов, возникавших в Европе 800 лет назад, могли учиться, свободно перемещаясь из одного в другой. Вспомнили и решили возродить многие замечательные традиции, создав единую европейскую образовательную систему. Спрашивается, откуда у министров появились столь сильная академическая грусть и стремление к мобильному и общему вузовскому пространству?
Дело в том, что после Вестфальского мира, заключенного в 1648 году, европейские страны чрезвычайно обособились, создавая (каждая!) свою экономику, промышленность, социальные институты. Одним из наиболее значительных институтов стало образование, потому что оно наиболее значительно формировало национальную идентичность государств, а университеты так вообще превратились в национальные символы. Государства Европы соревновались друг с другом по всем направлениям до 1957 года, когда был подписан Римский договор об образовании ЕЭС, ставший серьезным шагом к единству Европы. С тех пор в Европе появились единая валюта, единые банковские и экономические системы, сделано многое для создания единого рынка труда. Необъединенными остались, пожалуй, только системы образования, а без этого подлинного единства стран добиться невозможно. Дело в том, что до недавнего времени европейское образовательное поле напоминало “коммуналку” со всеми ее скандалами, соперничествами и противостояниями, это единому европейскому хозяйству мешало. Ему мешало главным образом то, что высшее образование не дает специалистов, ориентированных не только на сегодняшний, но и на завтрашний день, неспособных мобильно переучиваться и переподготавливаться в соответствии с требованиями времени, что вузам не хватает гибкости в использовании различных современных технологий, что не могут они оказывать новые образовательные услуги и, главное, успешно выходить на новые образовательные рынки. Кроме того, выяснилось, что вузы Европы чрезвычайно разнообразны в своей деятельности. Одни принимают студентов без экзаменов, другие – после вступительных испытаний, одни берут за обучение деньги, другие учат бесплатно не только своих, но и иностранных студентов. Одни начинают обучать студентов, окончивших 12 классов, другие – 13 и более. И у всех – свои традиции, стандарты, учебные планы и программы, свои история, репутация и (главное!) своя гордость. Возникал вопрос: смогут ли вузы поступиться многим во имя объединения и нужно ли им это? Горячие головы предлагали даже не возиться со старыми вузами, а создавать новые университеты XXI века, которые не будут отличаться репутацией, основанной на традициях, а потому будут работать так, как требует время (иными словами, некие вненациональные образовательные структуры). Другие не менее горячие головы считают, что национальные университеты могут вступать в Европейское сообщество, только выполняя некоторые условия. Наконец, третьи убеждены, что некоторые университеты могут кооперироваться сами, обходиться без помощи национальных правительств, разрабатывать свои стандарты и, обмениваясь студентами и преподавателями, стать совершенно самостоятельными. Обращает на себя внимание то, что все предложения, по сути дела, предполагают одно – освобождение вузов от национальной замкнутости. Раньше мы говорили о том, что нам нужен человек мира, теперь речь идет, как можно понять, об университетах мира. Что многих университетских ректоров озадачивает, а чаще вызывает их сильное неприятие предлагаемых вариантов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте