search
main
0

Юбилей МГУ – старт в будущее. Виктор САДОВНИЧИЙ

25 января 2005 года Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова празднует свой день рождения. Юбиляру грянет 250! …МГУ в России был всегда той высшей планкой, по которой сравнивали высшую школу, вузовскую (и академическую тоже!) науку, образованность, интеллигентность, соответствие времени. А ректор главного университета страны – значительной общественной фигурой, чья позиция, всегда оставаясь личной, должна быть чрезвычайно значимой для всего государства, для всей страны. В канун 250-летия МГУ мы беседуем с его ректором, давним другом «Учительской газеты», председателем Большого жюри конкурса «Учитель года России», академиком Российской академии наук, президентом Российского союза ректоров Виктором САДОВНИЧИМ.

– Виктор Антонович, для вас юбилей – это… В самом деле, что такое 250-летний юбилей для МГУ?

– Вы ждете от меня торжественных слов по поводу того, что юбилей – это подведение итогов? Да, это и в самом деле подведение итогов – без этого куда ж на юбилее денешься. Но в то же время это и старт в будущее.

– Что ждет МГУ с нынешними концепциями-стратегиями-реформами, не получится, что экономический курс превратит МГУ из лидера в обычный вуз?

– Реформы образования в России – я насчитал их около 30 – все были неудавшимися. Самая эффективная – реформа 1804 года, она связана с написанием Устава Московского государственного университета, признанного в то время уставом для всех университетов и всей системы образования страны, поскольку все училища были при университетах. Реформа удалась потому, что за основу взяли поддержку автономии вуза. Университеты тогда впервые получили право выборности, право на определение своей жизни, на поддержку государства. Могу сказать, что реформы удаются только тогда, когда их главная цель – поддержка людей – педагогов, учителей, студентов.

– С момента принятия первого устава МГУ автономен. Это сохранится и дальше?

– Автономию официально никто не отменял, но сегодня понятие «автономия» теряется. Потому что вузы «выстраивают» в цепочку Бюджетный, Налоговый, Гражданский кодексы. В России сегодня нет закона об образовании, все законы пришли в противоречие друг с другом. Я предлагаю создать кодекс об образовании, упорядочить все законы, провести их кодификацию. Пока у нас нет образовательного кодекса, перед остальными кодексами все равны, все одинаковы. И какая уж тут автономия?!

– Но ведь МГУ – ведущий вуз, как его могут уравнять с остальными?

– Отдельная строчка в федеральном бюджете нас выделяет. Пока. Но дальше нам, как и другим вузам, предложат бороться за гранты, зарабатывать, поднимать цену за обучение студентов на коммерческой основе. Не потерять бы в самом деле нам статус ведущего университета, ведь в борьбе за участие в программах, написании учебников и других свойственных рыночным временам мероприятиях, когда речь пойдет не о научных приоритетах, а о выделяемых суммах, ситуация может сложиться довольно непростая, неизбежно возникнет острый вопрос: «А эксперты кто?». Сразу скажу, что я буду против выделения МГУ за счет ухудшения положения кого бы то ни было. Поэтому я против того, чтобы вводилась некоторая градация, состоящая в том, что какие-то университеты будут поддерживаться, а какие-то нет.

– Вы не хотите официально быть национальным университетом?

– Я этого никогда не говорил. А вот министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко говорит, что нужно постепенно создавать критерии национальных университетов для тех, кто создает высокую планку отечественной высшей школы. Так или иначе национальные университеты будут выделены. В Китае таких университетов 80, во Франции и США они тоже есть. Так что к этой системе мы придем. Но я бы хотел, чтобы это было сделано открыто, честно, через систему объективных критериев, то есть справедливо, без отбирания средств у одного университета в пользу другого.

Главным критерием университета должно стать само понятие научной работы. А мы видим, что по существующим принципам финансирования университетская наука находится в бедственном положении, исчезает гарантированная государственная поддержка. Поддержка через гранты – весьма неустойчивая вещь, особенно с учетом того. что в таких институтах работают тысячи научных сотрудников, занимающихся учебным процессом. Если мы хотим, чтобы наша система образования и дальше была на уровне и основывалась на науке, мы должны сохранить науку в университетах.

– Но сегодня много разговоров о том, что система образования, в том числе высшая школа, должна работать на потребности работодателей. МГУ может работать в таком режиме?

– На недавнем заседании правительства, обсуждавшем приоритетные направления развития образования, выступил работодатель, сетовавший на то, что все заказы на такую подготовку специалистов, которая кажется ему нужной, университеты отвергают. Скажу так: правильно, что отвергают, потому что не должен бизнес, тем более малый и средний, диктовать, как готовить кадры. Связь бизнеса и высшей школы должна состоять в определении и учете тех навыков, которым нужно обучить специалиста. Если юриста в университете не подготовили на базе фундаментального образования, никакие навыки его не спасут. В то же время мы не можем говорить: не касайтесь университетского образования, у нас так было всегда и так будет. Безусловно, сигналы, идущие от работодателей, от нашей и мировой экономики, от семьи, мы должны принимать, учитывать.

– МГУ носит имя талантливого ученого из далекой глубинки. Есть ли у сегодняшнего самородка шанс сделать такую карьеру?

– Я бы сказал так: мы стараемся, чтобы он был. МГУ всегда искал талантливых ребят с помощью олимпиад, конкурсов, выездных приемных комиссий, заочных школ, собеседований. Мы хотели бы даже проводить собственные, университетские олимпиады и на основе их результатов вести прием в МГУ.

– Не получится ли так: вы их найдете, а они, поучившись в МГУ, уедут согласно Болонскому соглашению в Европу, в один из тамошних университетов?

– Что касается Болонского соглашения, то моя позиция известна: интегрироваться в международное образовательное сообщество нужно, этого требует общий рынок, экономика. Молодые люди хотят и должны общаться друг с другом, и никогда ни одна система образования не стремится быть замкнутой. Я тоже горячий сторонник сотрудничества. У МГУ много договоров, общих программ и проектов с зарубежными университетами, наши студенты учатся по обмену во многих зарубежных вузах. Но! К сожалению, в случае с Болонской декларацией мы пошли немного не тем путем. Мы почему-то решили, что нужно сразу ее подписать со всеми последствиями, отсюда у нас возникла идея о бакалаврах, магистрах и так далее. А мы должны были поставить другой вопрос – о компетентности специалистов.

– Что это означает?

– Возьмем диплом выпускника мехмата МГУ и учебный план, перечень изучаемых предметов, количество часов, научные работы, которые он выполнил в студенческие годы. Он еще студент, но уже ученый, и я задаю вопрос: «Какой зарубежный университет положит на стол такие учебные планы и предъявит такой же уровень компетентности, какой есть у нынешнего студента МГУ?». Думаю (хоть кому-то это покажется нескромным!), в мире такого второго университета нет. Так что ехать нашему студенту в Европу не нужно. Не-ку-да! В США, к слову, все преподаватели-математики в университетах – выпускники МГУ, а студенты – китайцы. Словом, интегрироваться нужно, нужно сравнивать то, что есть друг у друга, делать сравнимые дипломы и документы.

– Вы ставите какие-то ориентиры на ближайшие, скажем, пять лет?

– Как раз, готовясь к юбилею, коллектив университета поставил задачу выйти на уровень Гарварда. В том числе и по оснащенности. Недавно закупили две партии новейшего оборудования для лабораторий и кафедр.

– А деньги откуда? Кто-то подкинул к юбилею?

– Весь юбилей отмечаем исключительно на собственные средства, при этом влезаем в долги. При поддержке Владимира Владимировича Путина получили в Германии кредит в 37 миллионов долларов на покупку оборудования. Отдавать деньги будем сами.

Фото автора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте